Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Гаишнику нужно быть и психологом, и сыщиком»

Как сотрудники ГИБДД ловят пьяных водителей и нарушителей ПДД

Современные инспекторы ГИБДД стали моложе, освоили «Яндекс.Разговорчики», а происходящее во время дежурств снимают на видеокамеры просто для себя, чтобы монтировать ролики с погонями и смешными ситуациями. Корреспондент «Газеты.Ru» присоединилась к рейду против нарушителей ПДД в Москве, поговорила с гаишниками о жизни и сложностях профессии, поучаствовала в погонях и узнала, кто такие «бахусы».

Вечер пятницы, Северо-Восточный округ столицы. Мы встречаемся с совсем молодым лейтенантом полиции Вадимом Полозовым около 22 часов, на полчаса позже запланированного времени — наряд, к которому я должна была присоединиться, ловил по округу угнанный белый Suzuki. Преступник ухитрился улизнуть по МКАД. Такое случается нередко — за сутки можно встретить несколько автомобилей, которые находятся в розыске, поймать каждый нереально. Поскольку стационарные посты в городах России практически упразднены, наряды ГИБДД ежедневно дежурят на так называемых непередвижных постах. По городу основные точки дежурств сотрудников ГИБДД уже хорошо знакомы — например, Алтуфьевское и Осташковское шоссе, участок у Рижского вокзала и так далее.

Поэтому потенциальные цели — водители без прав, подвыпившие или наркокурьеры — стараются выбирать максимально неприметные маршруты.

Например, через район Бибирево, где мы и паркуемся на служебном Ford Focus на неприметной улочке, но с выездом на МКАД. «Бывает, что водитель выпил вечером, а пешком идти не хочется, или с женой поругался, выпил, сел в машину и поехал», — рассказывает лейтенант Полозов. По его личному опыту, отказы от освидетельствования превышают количество проведенных «продувок».

«Иногда люди, считающие себя юридически подкованными, думают, что, раз ты отказался от медосвидетельствования, значит, и не пьяный. Конечно, это не так.

Другие отказываются только из экономии времени — например, знают, что виноваты. Куда-то ехать, ждать, пока тебя примет врач, потом еще добираться домой. Проще сразу подписать отказ, согласиться с отстранением от управления автомобилем, погрузить машину на эвакуатор и пойти домой», — говорит Полозов.

Как происходит медосвидетельствование

Схема задержания нетрезвого водителя следующая: допустим, наряд ГИБДД останавливает автомобиль и есть основания предполагать, что человек за рулем находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Ему предлагается пройти медосвидетельствование в патрульном автомобиле с помощью алкотестера.

«Если человек согласен, то составляется документ об отстранении его от управления транспортным средством и акт о направлении на медосвидетельствование, — рассказывают сотрудники ГИБДД. — Личное право каждого — соглашаться с этой процедурой или нет. Некоторые просят поехать сразу ко врачу-наркологу.

При этом, если водитель попался именно на наркотическом опьянении, он обязан встать на учет в наркодиспансер, и в дальнейшем, когда он снова захочет получить права, ему будет сложнее пройти медкомиссию. Поэтому многие и отказываются.

Пока ужесточения за отказ от медосвидетельствования не ввели, поэтому и за пьянку за рулем, и за отказ санкции одинаковы — отстранение от управления транспортным средством от полутора до двух лет и штраф 30 тыс. За повторный отказ или пьянку последует ответственность по относительно недавно введенной ст. 264.1 УК России».

Как поясняют гаишники, забрать автомобиль в таком случае может только человек, вписанный в страховку. «У нас бывали такие случаи, когда к задержанными водителям приезжали друзья или соседи, забирали ключи и документы, обещали не отдавать, пока те не протрезвеют. А потом, когда довозили таких товарищей домой, все-таки возвращали и ключи, и документы. И водители снова садились за руль, попадали в ДТП. Совсем недавно такого товарища отстранили от управления, а он снова поехал, протаранил несколько автомобилей во дворе».

Пока мы беседуем, экипаж ДПС один за другим останавливает автомобили, проверяет права, заглядывает в багажники, подсвечивая их жезлами. Пока все чисто. «Автомобиль в потоке выбирается уже инстинктивно, этого не передать, — рассказывают мои напарники на этот вечер. –

От марки машины почти ничего не зависит. Наркотики могут перевозить как в «Жигулях», так и в Mercedes, или вообще на такси.

Несколько дней назад поймали машину, в которой везли восемь килограммов запрещенных веществ на любой вкус, от героина до «травки». Есть и ориентировки по угонам. Популярнее всего Kia Rio и Hyundai Solaris: они чаще используются в такси и для них нужны дешевые запчасти. Много угоняют и машины марки Lexus: выбирают внедорожник подороже, везут обычно на Кавказ, откуда поступает большинство заказов, и продают уже втрое дешевле.

«Случается, что машины заказывают очень влиятельные люди, и, даже если ты нашел угнанный автомобиль, вызволить его с Кавказа практически нереально, — говорят полицейские. — Специализируются на угонах те же выходцы с Кавказа.

А по «разборке» машин традиционно считаются мастерами выходцы из Армении. Был случай, когда внедорожник Lexus доставили туда на самолете. Его обнаружили, но вернуть автомобиль в Россию получилось только с помощью ФСБ».

Тут перед нашим постом резко разворачивается черный внедорожник. Бежим в машину, включаем сирену и бросаемся в погоню. Ford с двухлитровым мотором на «ручке» едет резво, но вот водитель сворачивает во дворы и теряется в переулках. Вдруг, кажется, снова он.

Двумя экипажами блокируем автомобиль, требуем остановиться. За рулем испуганная девушка с пассажиром. Осечка — не та машина, извиняемся и возвращаемся на пост.

Гаишники заметно расстроены, но делать нечего. «Разворачиваются часто, и в таком случае шансы, что тебя точно будут ловить и проверять, гораздо выше, — делятся полицейские. — Недавно перед нами так развернулся водитель Mazda и давай «топить» от нас. Машина запрыгнула на бордюр, застряла, а пьяный вусмерть водитель думал, что все едет. Бывает, что пьяные водители пытаются убежать, а потом сделать вид, что были пассажирами или просто шли мимо. Так, мы гнались за пьяным в районе поселка Северный. Тот оторвался, выбежал из машины, встал на дорогу и голосует.

Мы подъезжаем прямо с мигалками, а тот был в таком состоянии, что подумал, что это такси. Говорит: «Мужики, спасайте, за мной менты гонятся, довезите домой». Ну мы говорим, конечно, садись.

Без смекалки и хитрости у нас никуда, а еще без чувства юмора. Вот, например, поступила ориентировка на мотоциклиста, который гонял по городу без госномеров. Выявили его в потоке, сели на хвост на светофоре. Тот нас заметил, стал нервничать. А в городе мотоцикл на машине не поймать. Ну а мы давай вообще в другую сторону смотреть, мол, он нам вовсе и не интересен. Ждем светофор. Тот расслабился, убрал руки с руля, а это самое главное. Мы бегом, жезл в колеса — и готов».

Спрашиваю о том, когда у каждого сотрудника ГИБДД на форме будет закреплена видеокамера — такое нововведение у столичных гаишников якобы уже давно внедрено.

Оказывается, что пока такие камеры есть только у сотрудников спецбатальонов. «Конечно, мы только за, чтобы были такие камеры, — утверждают сотрудники ГИБДД. — Это бы сразу помогало избежать неоднозначных ситуаций. Мы даже сами иногда заказываем небольшие камеры через интернет и снимаем, порой даже просто для себя, какую-то эффектную погоню или разборки с водителями. Монтируем ролики для себя, чтобы потом показать сослуживцам».

Возвращаемся на пост. К нам подходит сержант с телефоном.

«Опять поставили метку, что дежурят гаишники», — говорит он, показывая «Яндекс.Карты». И правда, водители уже поставили предупреждение о посте. Полицейские быстро ее снимают.

«Мы тоже умные», — смеются они. По рации с соседнего поста у Останкинской телебашни тем временем передают: «Внимание, задержаны бахусы, приезжайте». «Кто?» — недоумеваю я. Оказывается, так гаишники называют пьяных водителей — в честь греческого бога виноделия. Подъезжаем на место, там за вечер уже улов — пять «бахусов». Несколько написали отказ, остальные поехали на медосвидетельствование, все спокойно, без инцидентов. Подмечаю, что большинство гаишников еще довольно молодые ребята. «Сейчас к нам приходит все больше молодежи, — подтверждает наблюдение мой спутник Вадим Полозов. — Престиж профессии все-таки растет, относиться к нам стали лучше, а работа хоть и тяжелая, но интересная. Тут нужно быть и психологом, и сыщиком».

На часах уже второй час ночи. Экипажи работают два через два с 7 утра до 19 вечера и наоборот, я же за четыре часа успела устать и замерзнуть. Пора домой.

Новости и материалы
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Все новости