Слушать новости
Слушать новости

Пьяный водитель столкнется с залогом

Пьяных водителей обяжут вносить залог за задержанную машину

Правительство одобрило новый способ борьбы с пьяными водителями и предлагает не отдавать им машину, пока те не уплатят штраф или не внесут залог. В Госдуме инициативу поддерживают, но отмечают необходимость избежать перегибов, как в Белоруссии, где полиция конфискует транспортные средства у добросовестных владельцев, угнанные у них пьяными нарушителями. В кабинете министров поддержали и другие новшества для водителей.

В правительстве во вторник одобрены сразу три законопроекта, касающиеся проблем снижения аварийности и смертности в ДТП. В частности, речь идет о введении залога за задержанное транспортное средство, создании ежегодных списков аварийно-опасных участков дорог, а также комплексном повышении эффективности и безопасности организации дорожного движения.

Пьяный водитель заплатит либо останется без машины

Один из одобренных правительственной комиссией по законопроектной деятельности документов касается внедрения, по сути, новой для России меры борьбы с пьяными водителями. Проект, который подготовил Минюст, предполагает введение залога за возврат задержанного транспортного средства, которым управлял нетрезвый водитель. Разработка этого законопроекта была предусмотрена подписанным в прошлом году премьер-министром Дмитрием Медведевым масштабным планом мероприятий, направленных на снижение смертности в ДТП.

Поправки позволят обеспечить уплату штрафа нарушителем: чтобы вернуть автомобиль, ему придется внести за него залог, равный максимальной сумме штрафа за вождение в нетрезвом виде или отказ от прохождения медосвидетельствования (30 тыс. руб. или 50 тыс. руб. в случае повторного нарушения), или сразу оплатить сам штраф, если нарушитель не намерен его обжаловать.

«Введение такой меры обусловлено повышенной общественной опасностью правонарушений, совершаемых водителями в состоянии опьянения, — поясняют разработчики. — Существующий механизм временного изъятия транспортного средства направлен лишь на пресечение административного правонарушения и не обеспечивает дальнейшее производство по делу об административном правонарушении, а также исполнение назначенного виновному наказания, поскольку автомобиль, которым управлял водитель в состоянии опьянения, может быть передан другому водителю (например, родственнику или другому лицу, вписанному в страховой полис ОСАГО). Это обстоятельство не исключает, что после оформления соответствующего протокола управление автомобилем будет передано вновь водителю, находящемуся в состоянии опьянения».

В Минюсте отмечают, что правонарушитель не сможет уклониться от обязанности по уплате административного штрафа, что, в свою очередь, станет дополнительной мерой по профилактике пьянства за рулем.

В пояснительной записке также говорится, что, по статистике, лишь треть штрафов за пьяную езду оплачивается нарушителями в добровольном порядке.

В ГИБДД России «Газете.Ru» не смогли пояснить, как будет работать новый закон в случае, если нарушитель не является владельцем задержанного автомобиля, например взял его напрокат или угнал, а платить штраф или залог не хочет.

«Пока нет текста законопроекта, сказать сложно, насколько проработана инициатива, — говорит «Газете.Ru» первый зампред конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков. — Но сама идея правильная: создавать пьяным водителям как можно больше трудностей. Но надо не только наказывать нетрезвых водителей, но и воспитывать — заставлять ходить на лекции, обязательные работы».

Депутат отмечает, что в Белоруссии, где за пьяное вождение власти конфискуют автомобиль, были случаи, когда автовладелец таким образом лишался угнанного пьяным человеком транспортного средства.

«Важно, чтобы таких перегибов у нас не было, — резюмирует он. — В случае угона машину владельцу должны отдавать без залога. В остальных случаях уплату залога вполне справедливо возложить на собственника автомобиля».

Аварийно-опасные участки дорог возьмут на карандаш

Еще один одобренный правительственной комиссией законопроект вводит понятие аварийно-опасных участков дорог, иными словами, мест концентрации ДТП. С одной стороны, такой термин будет закреплен законодательно. Аварийным участок дороги (длина которого должна быть не более 200 м для населенных пунктов и 1 км вне населенных пунктов) будет становиться, если в течение года на нем произошло три однотипных ДТП или пять аварий вне зависимости от их вида, в которых погибли или пострадали люди.

С другой стороны, документом вводится обязанность органов исполнительной власти, местного самоуправления, владельцев частных дорог по организации ежегодного утверждения перечней аварийно-опасных участков автомобильных дорог и выработке первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий. Например, в рамках законопроекта будет создан регламент, определяющий приоритетность устранения причин ДТП в местах их концентрации.

Разработка Минтрансом этой инициативы также была предусмотрена правительственным планом по сокращению смертности в ДТП.

Стоит отметить, что, согласно этому плану, актуальный перечень аварийно-опасных участков дорог чиновники — органы исполнительной власти субъектов РФ — должны были подготовить и утвердить до конца марта текущего года

«Подход к формированию таких списков неверный, — рассказывает «Газете.Ru» лидер движения «Автомобилисты России» Виктор Похмелкин. —

В первую очередь нужно выявлять аварийно-опасные места еще до того, как там произошло пять ДТП с погибшими.

И информировать водителей можно более эффективно. Взять хотя бы таблички «опасный участок дороги». Почему бы не пояснять, чем именно участок опасен, чтобы водитель знал, к чему готовиться».

В то же время собеседник отмечает и позитивную сторону инициативы. «Наконец-то правительство начинает заниматься не только репрессиями в отношении водителей», — говорит Похмелкин.

Движение организуют по закону

Также профильная комиссия правительства одобрила проект масштабного закона Минтранса, который призван в комплексе регулировать вопросы транспортного развития территорий, организации дорожного движения и оперативного управления им.

Сейчас, как отмечают авторы законопроекта, деятельность по организации дорожного движения распределена между различными уровнями власти, ведомствами и организациями. «Во многих регионах отсутствуют единые центры организации дорожного движения. Технические средства и управления дорожным движением не обеспечивают решения усложняющихся дорожно-транспортных проблем. Сложившийся приоритет градостроительного законодательства над транспортным при проведении нормотворческой деятельности и правоприменительной практики еще больше усугубляет транспортные проблемы», — говорится в тексте пояснительной записки.

В Минтрансе утверждают, что проект разработанного федерального закона призван решить проблему перегрузки автомобильных дорог, которая приводит не только к росту аварийности, но и снижению эффективности транспортной инфраструктуры, повышению себестоимости автомобильных перевозок, выбросов загрязняющих веществ и транспортного шума.

Поделиться:
Картина дня
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть