«Такое отношение к нам — плевок в лицо»

Дальнобойщики намерены продолжить акции протеста

Предложенные российскими властями послабления по штрафам за неоплату проезда по федеральным трассам только разозлили дальнобойщиков. Большинство перевозчиков, которые участвовали в митинге против введения платного проезда, готовятся к новым акциям протеста 15 ноября. В этот день часть из них планирует отказаться от работы и не выходить на маршрут. Другая же часть заявляет о более кардинальных действиях — перекрытии федеральных трасс, чем водители фур грозили уже не раз.

Будут штрафовать только в Московской области


После массовых акций протеста против введения сборов с грузовиков тяжелее 12 т, которые прокатились по городам России 11 ноября, Росавтодор вышел с заявлением о том, что штрафы в системе «Платон» отложены на полгода. Согласно официальной информации организации, до 1 мая 2016 года владельцев грузовых автомобилей массой более 12 т, которые со следующей недели должны вносить плату за проезд по федеральным трассам, не будут штрафовать за нарушение этого требования за пределами Московской области.

«Такое решение принято с учетом ряда обращений представителей рынка грузоперевозок, которые не успели подключиться к системе взимания платы «Платон» в установленные сроки, — говорится в сообщении пресс-службы Росавтодора.

— Опоздавшим перевозчикам дана отсрочка на шесть месяцев, чтобы завершить процедуру регистрации, открыть расчетные счета и получить бесплатные бортовые устройства.

С 15 ноября 2015 года заработают первые 18 рамок стационарного контроля, которые будут фиксировать проезд автомобилей массой свыше 12 т по трассам Московской области. Нарушителям будут отправляться специальные квитанции, по аналогии с системой взыскания штрафов за превышение скоростного режима. За этот период перевозчики смогут адаптироваться к механизму и системе взимания платы. Кроме того, это позволит контрольно-надзорным органам дополнительно протестировать процедуру межведомственной работы. В дальнейшем число стационарных рамок для контроля увеличится до 481 единицы. Конструкции будут установлены по всей протяженности федеральных дорог России, за исключением платных трасс. В дополнение к этому оператор системы «Платон» задействует 100 автомобилей мобильного контроля».

Отметим, что, по данным концессионера — «РТ-Инвест Транспортные Системы»,

в системе взимания платы уже прошли регистрацию более 40 тыс. владельцев транспортных средств, чей автопарк в совокупности насчитывает более 365 тыс. грузовых машин.

«Большинство крупных компаний-перевозчиков с автопарком от 50 автомобилей по факту подтвердили готовность работать по новым правилам», — говорится в сообщении дорожного агентства.

Перекрытия и стачки 15 ноября

«Главное, чтобы 15 ноября все встали. Сегодня (имеется в виду в среду. — «Газета.Ru») не вышли люди по разным причинам. А вот 15-го, если кто работать поедет, вот тогда действительно позор!»

пишет на одном из форумов пользователь Паша Нестеров. «Надо отстаиваться. Сейчас Московская область, потом потихоньку и другие регионы пойдут под эту гребенку, так что расслабляться всем регионам нельзя», — соглашается с ним участник дискуссии под ником Andrey-yufo.

Как рассказала «Газете.Ru» Зоя Попова, участница небольшого семейного ИП, связанного с грузовыми перевозками, отсрочки по штрафам фактически ситуацию никак не меняют:

«15 ноября будет третий этап акции — полная остановка работы перевозчиков на весь день. После этого мы снова и снова будем повторять акции и перекрывать дороги.

Никаких сборов я платить не собираюсь, если их все-таки введут в текущем виде, то я просто продам машины. Я не для этого продавала квартиру, чтобы платить поборы, я хотела работать на благо своей семьи и кормить своих детей.

Еще нам очень обидно, что нас обзывают серыми, нелегальными перевозчиками. Я честно плачу все пенсионные и страховые взносы, транспортные налоги, такое отношение к нам — просто плевок в лицо!»

Перевозчики готовы не оплачивать штрафы

Поскольку штрафы за «безбилетный» проезд будут выписываться только в Подмосковье, сами перевозчики говорят, что теперь каждый будет решать сам, оплачивать ли ему поездки по другим регионам или нет. Некоторые в разговорах категорически заявляют, что ничего платить не намерены. Другие же опасаются таких решений — ведь в случае, если штраф все-таки будет выписан, такому нарушителю придется выложить до 450 тыс. руб.

«Я слышал о том, что штрафы будут выписывать за поездки без оплаты по территории Московской области, — сказал «Газете.Ru» председатель Регионального совета ассоциации автомобильных перевозчиков в Центральном федеральном округе Валерий Алексеев. — Там уже установлены рамки. Замминистра по транспорту Евгений Дитрих объявил, что штрафы будут брать только там. Но оплачивать при этом проезд надо по всей стране. Можете сами представить, что будет происходить дальше. Закон таков, что транспортное средство должно оплатить этот пробег».

В свою очередь, председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко объяснил введение отсрочки по штрафам неготовностью системы «Платон».

«У нас в России единое экономическое и правовое пространство, — заявил Войтко «Газете.Ru». — Есть КоАП, и не бывает так, чтобы он действовал в Подмосковье, а по всей России — нет!

Эти метания чиновников демонстрируют некомпетентность в принятии решений стратегического масштаба. Любое последующее действие ведет только к негативному результату.

Они бы взяли паузу, чтобы снова провести расчеты и выбрать вариант, который устроит всех. Сейчас я могу объяснить, почему так произошло и почему только в Подмосковье будут брать плату. По условиям концессионного соглашения операторы системы «Платон» к началу ее запуска должны были обеспечить автомобили 2 млн устройств для проведения оплаты. А на дорогах должна была стоять 471 контрольная рамка. Ни того ни другого не получилось. Концессионер своих обязанностей перед государством не выполнил, хотя должен был обеспечить сбор оплаты с 98% грузовиков.

На данный момент под этот сбор попадают 1,5–1,8 млн двенадцатитонников. А по утверждением оператора, в системе зарегистрировано 365 тыс. — это пятая-шестая часть от всех участников».

Войтко предполагает, что часть перевозчиков действительно не будет оплачивать поездки в «льготный» период.

«Теоретически никто, действительно, не будет платить за проезд, но ответов на вопросы, как все это будет работать и можно ли ездить, не оплачивая дорогу, от специалистов нет, — говорит представитель профсоюза. — Какое-то время можно кататься, но кто знает, чем это обернется. А ведь многим придется пойти на такой шаг, поскольку они просто не смогли получить это специальное устройство».

По утверждению Войтко, устройства для оплаты получить довольно трудно.

«Устройства выдают в офисах «Платона», — пояснил Войтко. — В Питере всего два офиса, в Москве около четырех. Но не страшно, очереди выстоять можно, только вот устройств там этих нет. К концу октября их было сделано всего около 200 тыс.».

В Росавтодоре на вопросы «Газеты.Ru» не ответили и предложили обратиться в Минтранс. В Минтрансе оперативно получить комментарий не удалось.

Напомним, что под давлением перевозчиков правительство ранее уже пошло на уступки. Так, плата за проезд по дорогам общего пользования для грузовых автомобилей массой более 12 т была снижена. С 15 ноября вместо запланированных 3,06 руб. за километр пути перевозчики будут платить только 1,53 руб. Однако выяснилось, что постепенно фиксированный размер оплаты будет расти: с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018-го стоимость проезда составит 3,06 руб. за километр пути.

В ответ на это 11 ноября сотни дальнобойщиков по всей России выехали на крупнейшую акцию протеста против сбора за проезд по федеральным трассам. Водители фур выстроились на обочинах, образуя многокилометровую цепь. Волна недовольства прокатилась по большинству крупных городов. Перевозчики потребовали отменить или, в крайнем случае, еще ощутимее снизить размер оплаты. Иначе, по их мнению, такие сборы приведут к банкротству участников малого и среднего бизнеса. Между тем, по оценке Росавтодора, единичный проезд фуры разрешенной массы свыше 12 т по нагрузке на трассу равен 40 тыс. проездов одной легковой автомашины. Отметим, что проведенные акции протеста не были согласованы с властями.