Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Скандал на 27 миллиардов

Генпрокуратуру просят взять на контроль крупнейший госзаказ на установку дорожных камер в Подмосковье

Даниил Ломакин 10.09.2015, 15:39
Shutterstock

Проверить многомиллиардный тендер на закупку дорожных камер попросил ФАС и Генпрокуратуру депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. Соответствующий аукцион проводят подмосковные власти. Но к участию допущена только одна компания, которая запятнала репутацию в громком скандале с дорожными камерами в Краснодарском крае. Местные полицейские с их помощью фальсифицировали данные, рассылая автомобилистам «письма счастья» за несовершенные ими нарушения.

Власти Московской области проводят рекордный в российской истории конкурс на поставку и обслуживание камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД. С победителем, которого определят до конца года, будет заключено концессионное соглашение по созданию и обслуживанию системы контроля безопасности дорожного движения сроком на 12 лет. Создаваемая система будет включать более тысячи автоматических дорожных комплексов. Стоимость контракта составит 27 млрд руб.

Заявку на участие в тендере подавало в том числе инвестиционное товарищество МСК-СИП. В него входит компания «Строй Инвест Проект», ранее получавшая большинство контрактов в регионе на поставку и обслуживание автоматических комплексов. Однако в этот раз тендерная комиссия не допустила МСК-СИП до участия в аукционе.

В результате отказа комиссии товарищество подало жалобу в ФАС, заявив, что требования конкурса создают необоснованные преимущества для одной компании, ограничивая при этом возможность участия других.

Окончательное решение ФАС по имеющимся сведениям должно быть опубликовано в четверг, 10 сентября. Но, как пояснил «Газете.Ru» заместитель директора «МСК Интеграция» (управляет проектом в интересах МСК-СИП) по юридическим вопросам Константин Сырбу, жалоба компании признана на заседании ФАС обоснованной по всем пунктам, но никаких предписаний ведомство не выдало. «По крайней мере такое решение прозвучало в ходе рассмотрения жалобы в ФАС. Это не распространенная практика, — отмечает Сырбу. — Однако по закону у ФАС есть право не выносить предписаний. Тем не менее мы подали в суд исковое заявление по решению тендерной комиссии».

В результате исключения МСК-СИП (а также еще одной компании — «Ситроникс-КАСУ») из борьбы на право заключения контракта с подмосковным правительством

единственным участником этого тендера стала компания «МВС Групп» и ее дочернее краснодарское предприятие НПП «МВС», замешанное в громком уголовном деле, связанном с нарушениями в работе камер в Краснодарском крае.

Как стало известно «Газете.Ru», из-за этого обстоятельства условия проведения резонансного тендера могут быть проверены ФАС еще раз. С такой просьбой к главе ведомства Игорю Артемьеву обратился (письмо есть в распоряжении «Газеты.Ru») первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков.

В письме он отмечает, что НПП «МВС», с которым правительство Подмосковья хочет заключить 27-миллиардный контракт сроком на 12 лет, «прогремело в скандале, связанном с возбуждением уголовного дела по факту неправомерных действий сотрудников ГИБДД Краснодарского края».

«Это уголовное дело, — пишет парламентарий, — вызвало большой общественный резонанс. Генпрокуратура установила, что программное обеспечение «Горизонт», которое использовало НПП «МВС», не соответствовало требованиям технической безопасности, защищенности и достоверности данных. Кроме того, сотрудники предприятия вносили изменения в данные, полученные автоматическими дорожными комплексами, фиксирующие нарушения ПДД».

Парламентарий обращает внимание руководителя ФАС на то, что в настоящее время отделом особо важных дел СУ СК России по Краснодарскому краю продолжается производство по уголовному делу (ч. 1 ст. 239 УК РФ) по факту выявленных нарушений в работе с дорожными комплексами. «В связи с этим прошу еще раз крайне скрупулезно проверить условия проведения конкурса», — пишет Лысаков.

Кроме того, депутат направил обращения по этой теме губернатору Московской области Андрею Воробьеву, прокурору МО Алексею Захарову, а также первому заместителю генпрокурора РФ Александру Буксману.

В этих обращениях Лысаков просит правительство региона и руководителей надзорного органа поставить действия НПП «МВС» на особый контроль в случае заключения с ними контракта. Кроме того, депутат обращает внимание на необходимость проверить коррупционную составляющую «появления в Подмосковье этой компании с подмоченной репутацией».

«Контролем нарушений ПДД вообще не должны заниматься коммерческие структуры, поскольку задача у них одна — получение прибыли, — пояснил «Газете.Ru» свою обеспокоенность проблемой Лысаков. — Повышение дорожной безопасности такие структуры интересовать никак не может. В результате дорожные комплексы появляются на безопасных участках дорог, где легче собирать с водителей штрафы. Но это только часть проблемы.

Но когда к такому крупному государственному заказу, как в Подмосковье, допускают компанию, замешанную в громком скандале, связанном с фальсификацией штрафов, это опасно вдвойне.

Лысаков напомнил, что водители в Краснодарском крае получили десятки тысяч штрафов за нарушения ПДД, которые не совершали. «Протоколы об административных правонарушениях, якобы вынесенные в автоматическом режиме, имели явные признаки стороннего вмешательства с помощью чужого программного обеспечения. Как компанию, которая допустила такое, можно привлекать к работе, да еще и над таким масштабным проектом. Какие камеры они поставят, кем сертифицированные, как защищенные — все это вызывает вопросы», — резюмирует он.

В свою очередь, экс-гендиректор НПО «Призма» и эксперт по рынку дорожных комплексов Сергей Ласкин также считает, что допускать до участия в таком тендере неизвестную краснодарскую компанию категорически нельзя.

«Еще бы космические программы им дали разрабатывать,

— прокомментировал «Газете.Ru» ситуацию Ласкин. — Создание такой масштабной системы — очень серьезная работа, которую нельзя отдавать непонятно кому. А краснодарская компания может быть вообще пустышкой, с учетом того, что в этом регионе серьезных проектов, связанных с камерами, не было. Можно проверить, кто является ее учредителем. Не исключено, что он мог смениться со времен скандала с фальсификациями штрафов».

При этом эксперт поясняет, что помимо проблемы с исполнителем контракта, существует и проблема существенно завышенной стоимости, заложенной в условиях тендера на создание системы.

«Стоимость одного комплекса оценивается по этому тендеру примерно в 8 млн руб. — это как минимум в два раза дороже реальной цены. В этом контексте уже даже не столь принципиально, что за компания их поставит и будет отвечать за их настройку и обслуживание.

Важнее и то, что финансироваться проект все равно будет, по сути, из государственных денег. Ни у одной частной компании нет своих средств на создание систем в таких масштабах. Поэтому, скорее всего, инвестором будет крупный фонд, например газпромовская компания «Лидер», которая распоряжается пенсионными деньгами», — поясняет Ласкин.

Напомним, как писала «Газета.Ru», победитель конкурса должен установить в Московской области 1055 дорожных камер, фиксирующих нарушения ПДД в автоматическом режиме, и обслуживать их в течение 12 лет. Затраты на создание и обслуживание системы полностью несет концессионер, а государство выплачивает ему компенсацию в размере 233 руб. с каждого штрафа за нарушение ПДД, которое зафиксировали камеры.