Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Россия и Европа спасут автомобилистов

Европарламент принял закон об обязательном оснащении машин системами экстренного вызова спасателей

Даниил Ломакин 10.05.2015, 15:26
iStockPhoto

Спасение попавших в ДТП водителей и пассажиров в Европе и России будет осуществляться примерно в два раза быстрее, чем это происходит сегодня. Такого эффекта чиновники ждут от работы двух аналогичных систем — европейской eCall и российской «ЭРА-ГЛОНАСС». Во все новые автомобили в скором времени в обязательном порядке начнут ставить датчики, которые в случае аварии будут посылать данные о происшествии в спасательный центр.

Не так давно Европарламент окончательно утвердил закон, вводящий обязательное оснащение всех новых легковых автомобилей, а также малотоннажных грузовиков системами оповещения экстренных служб при ДТП. Массовое применение на легковом транспорте системы, которая называется eCall, ожидается через три года. Новые грузовики и автобусы должны будут в обязательном порядке оснащаться системой начиная с весны 2021 года. Система eCall, автоматически вызывающая на место ДТП полицейских, скорую помощь и пожарных, будет совместима с аналогичной российской «ЭРА-ГЛОНАСС», которая уже запущена с начала 2015 года.

Согласно директивам ЕС, необходимую инфраструктуру для работы системы все члены Евросоюза обязаны разработать к 1 октября 2017 года. В частности, основная задача состоит в синхронизации eCall с операторами службы «112».

В Европарламенте уверены, что использование eCall приведет к сокращению времени приезда «скорой» на место ДТП примерно в два раза, если речь идет о городе, и на 60% ускорит выезд на место спасателей в пригородах.

Также европейские депутаты считают, что применение eCall позволит снизить количество погибающих на дорогах людей на 10%.

«Дорожные происшествия стоили жизни 25,7 тыс. жителям стран ЕС в 2014 году», — отмечается в справке Европарламента. При этом почти столько же людей гибнет за год в России — эта цифра остается стабильной все последние годы и почти не снижается.

«Европейский парламент неоднократно подчеркивал, что сокращение числа смертей и облегчение последствий серьезных травм на дорогах является его приоритетом. ECall в качестве бесплатной для всех граждан общественной службы, каким бы ни был тип автомашины или его покупочная цена, поспособствует этой общей цели», — заявила в ходе презентации законопроекта докладчик Европарламента Ольга Сехналова.

Сама система представляет собой GPS-модуль, который в случае столкновения машины посылает в экстренные службы информацию о нахождении автомобиля, количестве пассажиров, точное время ДТП и прочую необходимую спасателям информацию.

По аналогичному принципу работает российская система «ЭРА-ГЛОНАСС», которая будет совместима с eCall. Благодаря этому «ЭРА-ГЛОНАСС» сможет вызвать на место ДТП местные экстренные службы, даже если купленная в России машина попала в ДТП на территории стран Евросоюза.

Начиная с 1 января текущего года все транспортные средства, которые будут проходить сертификацию в России, должны быть оборудованы терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС». Со следующего года системой должны быть оснащены транспортные средства, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов. А с 1 января 2017 года терминалами в обязательном порядке будут оснащаться все без исключения транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории Таможенного союза. Однако уже сегодня в России работает фильтрующий контакт-центр, сопряженный с системой-112 или дежурными частями МВД во всех регионах страны.

Однако первый серийный автомобиль, который будет оснащен системой, может появиться уже в текущем году: как ранее заявлял президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон, «ЭРА-ГЛОНАСС» будут устанавливать на новую модель Lada Vesta.

По оценкам экспертов, система «ЭРА-ГЛОНАСС» позволит ежегодно спасать около 4 тыс. человек за счет уменьшения времени реагирования на аварии. Таким образом, впервые за годы может быть достигнуто существенное снижение смертности на дорогах.

Как рассказал «Газете.Ru» вице-президент некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Евгений Белянко, отношение водителей к терминалам будет таким, как и к любой другой системе безопасности, использующейся в автомобилях. «Пока все хорошо, люди могут не задумываться о его значении, но в случае ДТП водители будут рады наличию такого устройства, это не вызывает сомнений, — пояснил Белянко. — Быстрая передача информации об аварии позволит автомобилисту и пассажирам сохранить здоровье, а возможно, и жизнь, как при ДТП, так и в случае других нештатных ситуаций на дороге.

Кроме того, если водитель машины с терминалом становится очевидцем аварии, он может нажать кнопку и сообщить об этом диспетчеру. Это поможет спасти жизнь другого человека, даже если его автомобиль не был оборудован».

На базе «ЭРА-ГЛОНАСС» в будущем могут создать и дополнительные сервисы, например, интеллектуальную систему, дистанционно контролирующую передвижение автомобиля и помогающую в его поиске в случае угона. Она может использоваться и для фиксации нарушений ПДД.

Депутат Госдумы и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков также считает, что внедрение системы может заметно повлиять на дорожную безопасность. «Но для того, чтобы это произошло, нужно не только обязать производителей оборудовать датчиками автомобили, но и обеспечить всю необходимую инфраструктуру для функционирования системы, — рассказал «Газете.Ru» Лысаков. — В частности, нужно развивать службы оперативного реагирования на ДТП, возможно, с привлечением санитарной авиации, чтобы пострадавшего в аварии человека можно было доставить не просто в близлежащую больницу, а в специализированное медучреждение в зависимости от полученных им в ДТП травм».