Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Рубль опустошил автосалоны

Российский авторынок сократился на 1,1% по итогам продаж в ноябре

Даниил Ломакин 08.12.2014, 20:59
Михаил Джапаридзе/ИТАР-ТАСС

Ажиотажный спрос на новые автомобили был зафиксирован на российском авторынке в ноябре. Объем продаж в прошлом месяце оказался всего на 1,1% меньше, чем годом ранее. Из-за обесценившегося рубля и грядущего повышения цен россияне стали активно покупать автомобили. По оценкам экспертов, в новом году спрос на машины сократится, и с рынка уйдут слабые игроки.

Падение курса рубля и грядущий рост цен на новые машины стимулировали продажи на сокращающемся российском рынке — в ноябре в автосалонах сохранялись огромные очереди из желающих приобрести машину. В результате объем рынка новых автомобилей оказался в ноябре всего на 1,1% меньше в сравнении с этим же месяцем 2013 года. Всего за прошлый месяц было реализовано 229,4 тыс. новых автомобилей, что на 2,6 тыс. меньше, чем было продано за этот же месяц прошлого года.

С начала года в общей сложности было реализовано уже 2 млн 220 тыс. новых автомобилей. В сравнении с январем — ноябрем 2013-го падение авторынка составило 11,6%. Такие данные приводит в своем отчете комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, в течение последних недель наблюдался небывалый спрос на автомобили в рознице. «В необычных условиях случаются неожиданные вещи, — прокомментировал итоги продаж в прошлом месяце Шрайбер. — Так, продажи ноября превысили продажи октября и почти достигли уровня ноября прошлого года. Рынку помогала программа государственных субсидий и настроение покупателей, спешащих сделать покупки до ожидаемого повышения цен в новом году.

Прогноз на декабрь также довольно оптимистичный, что повышает шансы на достойное закрытие этого трудного для российского автомобильного рынка года».

Продажи в ноябре сокращались только у трех брендов из первой десятки. Так, в минусе оказался «АвтоВАЗ», реализовавший за месяц 30,4 тыс. автомобилей, что на 17% меньше в сравнении с ноябрем 2013 года. При этом в октябре тольяттинский автогигант был на 1% в плюсе в сравнении с октябрем 2013 года.

Кроме того, сокращение продаж по итогам ноября зафиксировано у Volkswagen (11 тыс. машин и -14%) и Chevrolet (10,5 тыс. машин и -22%).

Все остальные производители смогли увеличить свои продажи. Компании Renault и KIA, занимающие второе и третье места в рейтинге АЕБ, реализовали в ноябре 20,6 тыс. (19%) и 19,1 тыс. (8%) автомобилей. Южнокорейская компания Hyundai вышла в плюс на 4% относительно ноября 2013-го, реализовав 16,1 тыс. новых машин.

Серьезный рост объемов продаж показала компания Toyota, занимающая пятое место в рейтинге. В ноябре в России было продано 15,9 тыс. машин этой марки, что на 32% больше, чем было в этом же месяце прошлого года.

Также выросли продажи у Nissan (15,5 тыс. машин и 7%), Mitsubishi (7,8 тыс. машин и 11%) и Skoda (7,6 тыс. машин и 3%).

Что касается премиум-сегмента, то наиболее выдающихся результатов в прошлом месяце удалось добиться брендам Mercedes-Benz (4,2 тыс. машин и 7%) и Lexus (2,1 тыс. машин и 63%).

В рейтинге по моделям по итогам ноября появился новый лидер. Так, самой покупаемой моделью стала Kia New Rio с показателем 10 834 единицы, сместив на вторую строчку Lada Granta, продажи которой в ноябре оказались на 300 единиц меньше. Стоит отметить, что бестселлер «АвтоВАЗа» удерживал первое место по продажам на протяжении последних 22 месяцев. Однако в ноябре производитель реализовал примерно на 6 тыс. меньше машин этой модели, чем в сентябре и октябре этого года.

Со второго на третье место опустилась модель Hyundai Solaris: 10 134 автомобиля было реализовано в прошлом месяце. В топ-10 самых продаваемых моделей в ноябре также оказались Renault Logan (7,1 тыс., 4-е место) и Duster (7 тыс., 5-е место), Lada Largus (6,3 тыс., 6-е место) и Kalina (4,7 тыс., 8-е место), Chevrolet Niva (4,3 тыс., 9-е место) и Volkswagen Polo (4 тыс., 10-е место).

Также стоит отметить появление в десятке кроссовера Toyota RAV4: с 22-го места в рейтинге за октябрь модель поднялась до седьмой строчки по результатам продаж в ноябре. Объем реализации японского бестселлера вырос примерно на 80% в сравнении с предыдущим месяцем и составил 4,7 тыс. единиц.

По словам директора по продажам дилерского центра Ford «Авилон автомобильная группа» Михаила Кузьмина, никто из игроков рынка не ожидал таких высоких результатов продаж в прошлом месяце. «Дилеры, конечно, прогнозировали рост продаж в ноябре, но не такой активный, — рассказал «Газете.Ru» Кузьмин. — Здесь сыграли свою роль несколько факторов: отложенный покупательский спрос и обвал рубля».

Директор филиала «Рольф ЮГ» (дилер Mitsubishi и Hyundai) Светлана Виноградова отмечает, что причина такого всплеска продаж кроется в том, что клиенты ожидают резкого подорожания автомобилей в будущем году. «Мы прогнозируем, что повышенный уровень спроса сохранится в декабре, а в январе может случиться обвал рынка, — рассказала «Газете.Ru» Виноградова. —

Несомненно, будущий год будет тяжелым для российского авторынка, и в случае серьезного падения мы ждем ухода с рынка слабых игроков. В группе риска — монобрендовые автоцентры и компании с большой задолженностью по кредитам.

Сгладить негативный эффект можно мерами государственной поддержки рынка, наиболее эффективной из которых могла бы стать программа государственного субсидирования ставки по автокредитам».

Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков отмечает, что результаты продаж новых автомобилей в ноябре не стали сенсацией. «Сложилось два основных фактора: действие программы утилизации, благодаря которой в ноябре было реализовано около 50 тыс. автомобилей, а также обесценение рубля, — рассказал «Газете.Ru» Рожков. — Покупатели, которые планировали приобретение нового автомобиля, поспешили сделать это именно в ноябре, опасаясь попасть под надвигающееся подорожание».

По мнению эксперта, в декабре продажи пойдут на спад. «Учитывая тот факт, что в декабре прошлого года рынок показал 4,4-процентный рост, то таких же результатов в этом году ждать не стоит, — пояснил Рожков. —

Кроме того, многие автопроизводители уже повысили цены на свои модели, что также негативно скажется на рынке — продажи в декабре упадут на 4–8% относительно этого же месяца 2013 года».

По словам собеседника, в начале года авторынок может начать заметно падать. «Конечно, будет продлена программа утилизации, но она уже вряд ли окажет такой эффект на рынок, — пояснил Рожков. — При этом в январе произойдет очередное повышение цен на новые машины, что также негативно будет сказываться на спросе».