Для современной России инцидент в Нижневартовске действительной уже может считаться экзотическим. Несмотря на то что времена гангстеров эпохи Великой депрессии и «братков» России 90-х прошли прошли, отголоски этих эпох по-прежнему вызывают живой интерес к особенностям жизни криминального мира. «Газета.Ru» заглянула в прошлое и выбрала культовые автомобили, в разное время и место прославившиеся среди представителей криминальных структур.

Ford Model A Coupe
FordЛегендарный грабитель банков Джон Диллинджер любил автомобили Ford. Гангстер даже написал благодарственное письмо Генри Форду, где сообщил, что качественные автомобили Ford помогают ему успешно скрываться от полиции. Купе Model A, на котором в 1934 году ездил Диллинджер, был выставлен в 2010 году на торги. Когда гангстер бросил автомобиль, тот был залит кровью его соратников и изрешечен пулями. Машина с тех пор стояла в гараже и переходила из рук в руки. В 2007 году автомобиль отреставрировали для фильма о Диллинджере, а после этого выставили на торги. Автомобиль ушел с молотка за $134 тыс.
Еще один американский гангстер, Аль Капоне, предпочитал автомобили марки Cadillac. На машинах этой фирмы перемещались и его подручные.

Cadillac V8 Town Sedan
CadillacУ автомобиля было несколько «бойниц» в дверях для того, чтобы отстреливаться от полицейских, а также откидная дверца сзади для тех же целей. Дополняющим штрихом стала полицейская сирена и радиостанция, настроенная на волну правоохранителей, чтобы перехватывать сообщения о перемещении стражей порядка. В 2012 году машина была продана за $341 тыс.
Автомобили британской марки Jaguar пользовались популярностью среди английских гангстеров середины века. Легендарные рэкетиры-близнецы Ронни и Рэджи Крэй, которые «держали» Лондон в послевоенные годы, пользовались представительскими седанами Jaguar. Среди них можно выделить модели MkVII, MkX и его более позднее исполнение 420G.
Jaguar MkX
JaguarЗадолго до становления своей славы наркобарона колумбиец Пабло Эскобар выступал гонщиком в местечковой гоночной серии Renault 4 Cup. Впрочем, особенного успеха на этом поприще Эскобар не добился, но впервые его имя попало в газеты именно в контексте гоночной карьеры. Как можно судить из названия Кубка, основным автомобилем для выступления в нем был бюджетный хетчбэк Renault 4, популярный среди колумбийцев 1970-х из-за своей простоты и неприхотливости.
Renault 4
RenaultКогда седан Chevrolet Impala 1964 года только появился, он был весьма популярен среди самых разных слоев американского общества. Несколькими десятилетиями позже машина обрела вторую жизнь с помощью чернокожих и латиноамериканских гангстеров из Калифорнии, которые переделывали автомобили в соответствии со своими представлениями.
Chevrolet Impala Convertible 1964
ChevroletЧернокожие и латиноамериканские уличные гангстеры из Калифорнии предпочитают разные американские седаны середины века, но Impala 1964 года был в особенном почете — это можно увидеть в клипах многочисленных рэп- и хип-хоп-коллективов 1990-х годов.
Та же категория гангстеров, что и в случае с Chevrolet Impala 1964, но уже более обеспеченная, нередко выбирает роскошный внедорожник Cadillac Escalade. Будучи первым автомобилем такого класса для премиум-марки в составе General Motors, автомобиль сразу стал весьма статусным, но в то же время получил заметную популярность среди разномастных преступников, причем речь идет не только о чернокожих или латиноамериканцах, но и представителях коза ностра. В частности, это обстоятельство нашло отражение в сериале «Клан Сопрано», где герой покойного Джеймса Гандольфини, Тони Сопрано, передвигался на длиннобазной версии Escalade. О популярности машины в преступных кругах говорит и то, что внедорожник Cadillac — одна из самых угоняемых в США машин.
Cadillac Escalade
CadillacВ СССР дела с личными автомобилями обстояли хуже, чем на Западе, поэтому отечественным преступникам в основном приходилось довольствоваться теми же машинами, которые были доступны для законопослушного населения. Переломный момент произошел в 1980-е — популярность в криминальных кругах набирали вазовские переднеприводные хетчбэки, причем особенная слава досталась пятидверному варианту — ВАЗ-2109, более известному как «девятка». Престижность автомобиля в массовом сознании была воспета группой «Комбинация» в песне про вишневую «девятку».
ВАЗ-2108 Samara
АвтоВАЗПо мере обогащения и расширения возможностей представители криминала пересаживались на иномарки. Исторически сложилось, что наибольшим почетом пользовались несколько моделей автомобилей, которые просто ассоциируются с российскими бандитами времен 1990-х.
Jeep Grand Cherokee
JeepНе менее, а может и более культовым автомобилем среди представителей российского криминала 1990-х стала BMW 5-Series (E34). Именно благодаря этому автомобилю аббревиатуру BMW в России часто расшифровывают не как Bayerische Motoren Werke, а как «боевая машина вымогателей». Без какого-либо маркетинга 5-Series сформировала восприятие марки в России на долгие годы вперед.
BMW 5-Series (E34)
BMWВпрочем, даже такого уровня надежности не всегда хватало для новоиспеченных российских автовладельцев, поскольку на фоне валких американских седанов и японских внедорожников того времени 5-Series разительно отличалась и могла провоцировать водителя на «подвиги», которые кончались плохо как для автомобилиста, так и для самой машины. 5-Series E34 мелькала во многих российских фильмах, посвященных России 90-х. В частности, в снятом в 2005 году фильме «Жмурки» о бандитах 90-х автомобиль по сути сыграл одну из главных ролей.
Настоящим объектом мечтаний для постсоветского криминалитета стал Mercedes-Benz S-Class (W140). В России автомобиль в большинстве случаев покупался в самой дорогой версии S600, что ввело в обиход россиян словосочетание «шестисотый Мерс». Машина вместе с Jeep Grand Cherokee стала частью фольклора и фигурантом многочисленных анекдотов.
Mercedes-Benz S-Classe (W140)
Mercedes-BenzНесмотря на востребованность, машина пользовалась дурной славой — как и многие владельцы тогдашних S-Class, машины редко «умирали своей смертью». Но статус машины перевешивал все предрассудки. Это был настоящий символ эпохи, ведь даже у тогдашнего президента Бориса Ельцина была модификация этого автомобиля — лимузин S600 Pullman Guard.