Пенсионный советник

Россияне пропьют машину в Белоруссии

На российских водителей будет распространяться ужесточение наказания за пьяную езду в Белоруссии

Денис Лавникевич (Минск) 24.07.2013, 10:30
Белоруссия ужесточает наказание за вождение в нетрезвом виде Василий Федосенко/Reuters
Белоруссия ужесточает наказание за вождение в нетрезвом виде

В Белоруссии радикально ужесточается наказание за вождение в нетрезвом виде. В несколько раз возрастают штрафы, вводится уголовная ответственность за сам факт употребления алкоголя за рулем и принудительная конфискация машины. От новых законодательных норм могут пострадать часто приезжающие в Белоруссию россияне.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал закон № 60-3, вносящий изменения и дополнения в Уголовный кодекс (УК) и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Юристы уже охарактеризовали поправки в законодательство как «очень жесткие».

Поправки, вызвавшие бурное обсуждение в Белоруссии, резко усиливают ответственность за управление автотранспортом в состоянии опьянения.

Согласно изменениям в УК, вводится уголовная ответственность за сам факт управления автомобилем в нетрезвом виде, если водитель попался пьяным повторно. Нарушителям грозят исправительные работы до двух лет или ограничение свободы на тот же срок.

Если же тот, кто сел за руль выпившим, совершил ДТП, повлекшее смерть человека или причинение тяжкого телесного повреждения, такому водителю грозит до семи лет тюрьмы. За гибель двоих и более лиц — от пяти до десяти лет лишения свободы. Никаких альтернативных вариантов наказаний за такие преступления не предусматривается. В качестве безальтернативного предусмотрено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. До этого в белорусском УК опьянение было только отягчающим обстоятельством при совершении ДТП, но отдельно ответственность не прописывалась.

Отметим, что примерно аналогичные санкции предусмотрены и в России, где за пьяное ДТП с одним погибшим виновнику грозит до семи лет лишения свободы, а если погибших двое или более, то до девяти лет.

Помимо уголовной ответственности для пьяных водителей прописали и поправки в КоАП. Суммы штрафов вырастут до 500–1000 евро. Но главная новация закона — то, что теперь водителю за повторное пьяное вождение грозит конфискация машины.

Конфискуют и машины, не принадлежащие самому пьяному водителю, то есть автовладелец, который «дал покататься» машину своему знакомому или родственнику, вполне может ее лишиться, даже если сам в жизни не употреблял спиртного. Исключение составляют случаи, когда транспортное средство выбыло из владения собственника в результате противоправных действий иных лиц или помимо его воли (например, при угоне, самоуправстве).

Отметим, что на территории Белоруссии действует допустимая норма алкоголя в крови водителей в 0,3 промилле, которая до 2010 года была и в России и может вернуться в сентябре этого года.

Резкое ужесточение власти объясняют показателями статистики: только за текущее полугодие в Белоруссии были задержаны более 20 тысяч нетрезвых водителей. Примерно каждый десятый из них был пойман при повторном случае управления в нетрезвом виде в течение года. Это значит, что милиционерам всего за полгода предстояло бы конфисковать (по решениям судов, конечно) 2 тысячи автомобилей, а за год, соответственно, около 4 тысяч.

В ГАИ конфискацию машин у пьяных поддерживают и считают, что уже одна только подготовка к введению этой меры (и связанный с нею шум в СМИ) положительно сказалась на количестве аварий и пострадавших.

По той же статистике, за первое полугодие по вине нетрезвых водителей произошло 171 ДТП — на 42% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В них погибли 35 человек — на 60% меньше.

Один из вопросов, которые сейчас активно обсуждаются белорусскими автомобилистами, — что будет происходить с конфискованными автомобилями. Представители ГАИ по этому поводу уже не раз заявляли, что конфискованная машина будет передаваться в магазин для оценки. После чего первое право выкупа предоставят ее владельцу. Если он откажется, машину сможет купить любой другой человек.

Еще одну версию о будущем конфискованных машин 28 июня озвучил в своем выступлении в белорусском парламенте генеральный прокурор Александр Конюк: «Предполагаю, что конфискация авто станет основой для создания фонда возмещения ущерба потерпевшим, причем не только от ДТП».

В свою очередь, независимые белорусские СМИ вспомнили про забавный опыт 90-х годов. Бывший управляющий делами Александра Лукашенко Иван Титенков однажды рассказал газете «Народная воля», что одно время президент Белоруссии ездил на «Мерседесах», которые были конфискованы на границе. Так что не исключено, что власти просто решат сэкономить бюджетные средства, передавая конфискованные машины в гаражи местных органов власти и силовых структур.

Подписанные Лукашенко поправки в Уголовный и Административный кодексы вступят в силу через три месяца.

В ГАИ Белоруссии уже заявили, что никаких исключений для россиян, пойманных на нетрезвом вождении на территории Белоруссии, делаться не будет.

«Вопрос об ответственности за нетрезвое вождение в Белоруссии именно россиян возник сразу, сам собой. Даже сейчас, рассказывая о новых нормах закона, белорусское государственное телевидение крутит видеозапись задержания белорусскими гаишниками пьяной российской водительницы, — говорит белорусский политолог Виктор Демидов. — В последнее время очень многие россияне приезжают в Белоруссию отдохнуть и расслабиться — здесь всё дешевле, нет языкового барьера, не требуется загранпаспорт, разрешены казино и т. д. Понятно, что потом они часто оказываются за рулем нетрезвыми. И их быстро ловят, во многом из-за их поведения на дороге: в Минске правила ПДД принято соблюдать. Пойманные россияне по привычке пытаются откупиться, чем только усугубляют свое положение: давать взятку белорусскому гаишнику, мягко говоря, не стоит».