Ё-игрушка

Первый тест-драйв «Газеты.Ru» предсерийного «ё-мобиля»

Сергей Гусаров 05.07.2013, 10:28
__is_photorep_included5413405: 1

Компания «ё-авто» представила на тест-драйв предсерийный прототип долгожданного «ё-кроссовера». Текущая версия автомобиля может претерпеть изменения, но экстерьер, а также силовая установка и трансмиссия прототипа «ё-кроссовера», скорее всего, пойдут в серию в их нынешнем виде. Корреспондент «Газеты.Ru» опробовал первый разработанный с нуля российский гибрид на подмосковном полигоне.

Проект «ё-мобиль» по прежнему разрабатывается – компания «ё-авто» напомнила о своём существовании российской общественности. Сначала один из инициаторов проекта, бизнесмен Михаил Прохоров, появился на Экономическом форуме в Петербурге на вполне себе «живом» кроссовере «ё-авто», а вскоре возможность опробовать реальный автомобиль появилась и у ведущих профильных журналистов, среди которых которых был корреспондент «Газеты.Ru».

Тестировать новый автомобиль предстояло на закрытом полигоне в Подмосковье, что сразу навело на мысли о том, что машина все ещё сыровата для открытых поездок по российским городам.

Подозрения оказались верными: текущий прототип «ё-кроссовера» — это первая из нескольких ступеней опытных образцов модели. Однако сами представители компании уверяют, что трансмиссия и внешний вид машины меняться уже не должны. В «ё-авто» утверждают, что на таком этапе разработки мировые производители вообще не показывают свои машины, но для «ё-мобиля» сделали исключение.

close


Внешность автомобиля получилась запоминающейся. Особенно удался агрессивный наклон передней части...

Внешность автомобиля получилась запоминающейся. Особенно удался агрессивный наклон передней части машины.

Кирилл Лебедев/«Газета.Ru»
Пресс-показ «ё-мобиля» прежде всего и должен дать представление о работе силовой установки и трансмиссии машины, говорили организаторы тест-драйва. «Ё-кроссовер» — последовательный гибрид с постоянным полным приводом, то есть движение машины осуществляется за счет работы двигателя внутреннего сгорания и электромотора, но ДВС прямой связи с колесами машины нет имеет, а лишь обеспечивает работу генератора для мехатронных модулей, в состав которых входят электрические моторы. Схожую схему использует популярный в США гибрид Chevrolet Volt, продающийся в Европе под маркой Opel Ampera. При этом распределение крутящего момента между осями может быть любым.

Мехатронных модулей у машины два – по одному на каждую ось. Помимо электродвигателей в их корпусе объединены редуктор, механический дифференциал, система охлаждения, управляющая электроника. Суммарная мощность силовой установки машины составляет около 130 л. с.

В качестве ДВС на машине использован двухтопливный двигатель объемом 1,4 литра и мощностью 75 л. с. производства компании Fiat: итальянская фирма почти полвека спустя после разработки первых «Жигулей» вновь пришла на помощь российским автомобильным первооткрывателям.

Мотор работает как на бензине, так и на природном газе. Возможность использования двух видов топлива всегда упоминалась авторами проекта как одна из ключевых особенностей «ё-мобиля». Представители компании пока говорят, что двигатель будет двухтопливным на всех реализуемых машинах, но газовые баллоны, необходимые для заправки, будут на первом этапе дополнительным оборудованием, которое можно будет установить в дилерском центре компании. По мере развития проекта сжатый природный газ может стать основным видом топлива для «ё-мобиля».

close


Газовые баллоны занимают много места сзади – и без того небольшой багажник станет совсем...

Газовые баллоны занимают много места сзади – и без того небольшой багажник станет совсем маленьким.

Кирилл Лебедев/«Газета.Ru»
Запас хода для бензиновой версии составляет около 500 км, двухтопливное исполнение машины сможет проделать путь в 800 км. Представители компании утверждают, что, с учетом особенности конструкции машины, расход в городе будет меньше, чем на трассе.

Подчеркивается, что машина в первую очередь предназначена для крупных городов-миллионников, тем более что скоростного потолка «ё-мобиля» в 130 км/ч может не хватить для езды по трассе.

В случае установки газовых баллонов придется переместить запаску из багажника в другое место, причем пространства для багажа в машине тоже останется немного. У конструкторов пока есть время пересмотреть свое решение.

В качестве накопителя энергии для электромоторов в «ё-кроссовере» используется суперконденсатор. В компании утверждают, что он способен выдержать до около 1 млн циклов заряда-разряда, причем работать он может в температурном режиме от -45 до +60 градусов по Цельсию – климатический разброс на территории России должен оказаться «ё-мобилю» по плечу.

Кроме того, «ё-кроссовер» оснащен системой рекуперации энергии торможения – такой принцип широко используется на гибридных автомобилях во всем мире. При работе такой системы кинетическая энергия от торможения улавливается и используется для подзарядки аккумуляторов машины.

Машину удалось испытать в ходе небольшой ознакомительной поездки: представители компании дали прокатиться на «ё-кроссовере», правда рядом зачем-то посадили инструктора.

Снаружи автомобиль кажется игрушечным: на стальной каркас «ё-мобиля» установлены пластиковые кузовные панели.

close


Каркас «ё-кроссовера» полностью выполнен из стали. Все кузовные панели сделаны из...

Каркас «ё-кроссовера» полностью выполнен из стали. Все кузовные панели сделаны из армированного стекловолокном полириуретана.

Кирилл Лебедев/«Газета.Ru»
Использованный в наружней части автомобиля полиуретан армирован стекловолокном и, по замыслу конструкторов, должен лучше противостоять легким авариям. Выбранные для некоторых испытуемых автомобилей яркие оранжевый и салатовый цвета еще больше усиливают ощущение «игрушечности» машин. Тем не менее дизайн «ё-кроссовера» получился как минимум запоминающимся и характерным – привычные беседы о вторичности дизайна российских автомобилей здесь вести не хочется. Удивляет только архаичное решение стекол на задних дверях – они не опускаются, а отодвигаются в сторону, как форточки.

Из-за жары (тест-драйв проводился при +30 градусах) двигатели машин постоянно запущены: пока используется приводной кондиционер, который требует работы мотора, утверждают представители компании. В других условиях двигатель машины включался бы только для подзарядки.

Инструктор вкратце объясняет принцип управления трансмиссией автомобиля, после чего подрулевой переключатель АКПП (как на старых «Волгах» или «американцах») переводится в положение Drive и автомобиль начинает весьма бодрый разгон. Точных данных о наборе «сотни» нет (информация пока засекречена), но для городской езды темп более чем достаточный.

Затем инструктор говорит, что теперь следует притормозить и дать суперконденсатору немного зарядиться после активного использования. Индикатор его состояния расположен на основной приборной панели машины, расположенной по центру; непосредственно за рулем находится лишь небольшой монохромный дисплей с ограниченным набором функций. Приборная панель выполнена в виде ЖК-дисплея с приятным для глаза разрешением, прямо под ней находится вынесенный на небольшой «ножке» вперед еще один дисплей (схожего с панелью размера), предназначенный для управления мультимедийной системой машины.

close


Один из двух мехатронных модулей прототипа, обеспечивающих вращение колес. Для реальных условий узел...

Один из двух мехатронных модулей прототипа, обеспечивающих вращение колес. Для реальных условий узел совсем не защищен.

Кирилл Лебедев/«Газета.Ru»
С помощью дисплея на центральной консоли можно выбрать один из пяти режимов езды – «город», «эко», «скользко», «спорт» и «трасса». Пробные поездки проводились в режиме «спорт» — машина ведет себя достаточно резво. Работа новой для восприятия российских покупателей трансмиссии и силовой установки вызывает как минимум необычные ощущения: мотор будто живет своей жизнью и на положение педали газа толком не реагирует – его задача заключается в выработке энергии для элетродвигателей. Давишь на педаль – машина тихо разгоняется за счет электротяги. Начинаешь замедляться – мотор работает на очень высоких оборотах, чтобы восполнить потраченную энергию.

Заряда суперконденсатора, по словам представителей компании, хватит примерно на 2 км пути в режиме городской езды – дальше ДВС включится для подзарядки либо будет использована энергия от торможения, но в обоих случаях мощность временно упадет.

На практике при резком разгоне заряда суперконденсатора хватает примерно на 12–15 секунд. Тестовым прототипам такой режим езды оказался не по нраву – как минимум один из «ё-кроссоверов» перегрелся и потребовал небольшой паузы в заездах.

Говорить детально об управляемости пока сложно: маршрут поездки был преимущественно «по прямой до упора», и проверять информативность руля было особенно негде, кроме одного-единственного разворота. Впрочем журналисты утверждали, будто инструкторы предупредили несколько ситуаций, где «ё-кроссовер» чуть не выставили на три колеса, – подвеска машины, вероятнее всего, будет дорабатываться, как и рулевое управление. В текущем виде задняя подвеска выполнена в виде цельной балки, а спереди установлена однорычажная независимая подвеска – мягко говоря, не слишком современное решение. Одно можно сказать: если клиренс в 21 см останется без изменений, то его должно хватить для сюрпризов российских дорог.

Внутреннее убранство автомобиля пока тоже производит незаконченное впечатление — шумоизоляции почти нет, а пластиковые элементы салона выглядят довольно сыро, как и некоторые органы управления и настройки эргономики автомобиля.

Сиденья, впрочем, выглядят довольно добротными и проработанными: они обтянуты кожей и имеют некоторую боковую поддержку. За время короткой поездки на прототипе «ё-кроссовера» ощущений дискомфорта они не вызвали. Обзорность в машине неплохая, но опять же поездки были слишком коротки для получения более основательных впечатлений. Места для задних пассажиров вполне достаточно, но попадание в машину для них несколько затруднено: задний дверной проем слишком узкий.

close


Внутреннее убранство машины на стадии прототипа не слишком радует — материалы оставляют желать...

Внутреннее убранство машины на стадии прототипа не слишком радует — материалы оставляют желать лучшего, но к серийному выпуску все должно измениться.

Ё-авто
Хочется верить, конечный продукт претерпит сильные изменения в вопросах интерьера, комфорта и эргономики. Если этого не произойдет, то единственным преимуществом автомобиля будет его силовая установка – по остальным потребительским качествам машина будет сильно отставать от конкурентов.

В компании скорректировали производственные планы: мощность завода под Санкт-Петербургом в 40 тысяч машин в год развернется в полную силу только в 2018 году, хотя изначально говорилось о 90 тысячах «ё-авто». Серийное производство машин начнется в 2015 году, за этот год планируется собрать около 10 тысяч машин. Обслуживанием «ё-мобилей» будет заниматься сам производитель – компания обещает создать сеть сервисных центров в крупных городах России. Цены на автомобиль пока неизвестны, но ожидается, что «ё-кроссовер» будет в одном сегменте с самыми недорогими конкурентами.