Экспедиция сходит с дистанции

Репортаж «Газеты.Ru» о том, как участники самой длинной в мире гонки преодолевали сибирские просторы

expedition-trophy.ru
Финишировала гонка «Экспедиция-Трофи 2013», проходившая по маршруту Мурманск — Владивосток. Корреспондент «Газеты.Ru», преодолевший вместе с командами около 16 тысяч километров, вспоминает, как участники после небольшого отдыха в Екатеринбурге преодолевали просторы Сибири. По дороге он узнал, где и как простой российский священник может всего за год заработать на дорогой японский внедорожник и как проводят ночь организаторы гонки в своем передвижном штабе.

По итогам длинного участка, в ходе преодоления которого команды с небольшой остановкой проехали от Урала до Байкала, количество реальных претендентов на победу заметно сократилось: многие участники или идут вне спортивного зачета, или вовсе сошли с дистанции. Причем командам приходится преодолевать не только технические трудности, но и психологические проблемы, возникшие внутри коллектива.

Если на этапе Мурманск — Екатеринбург командам приходилось выполнять специальные задания, то на этом отрезке пути организаторы избавили их от этой необходимости — даже опоздание на финиш никак на перспективах участников не сказывалось. Особенно никуда не спешили участники команды «Маяк», в составе которой в соревновании наравне со всеми принимал участие православный священник иеромонах Павел. Не имея реальных шансов на победу в самом соревновании, «Маяк», с которым корреспондент «Газеты.Ru» выехал из Екатеринбурга, сконцентрировался на своей главной задаче – провезти по стране несколько православных святынь.

Сразу после выезда из столицы Урала отец Павел посетил расположенный под Екатеринбургом мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев в Ганиной Яме. Он построен всего несколько лет назад на том месте, где, по одной из версий, в 1918 году были сожжены останки расстрелянных императора Николая II и его семьи.

Одна из двух Toyota Land Cruiser «Маяка» представляет собой интересную модификацию, созданную еще в конце 60-х годов прошлого века, но выпущенную всего лишь в прошлом году. Данные машины до сих используются ООН во время гуманитарных миссий в различных регионах мира. Вместо второго ряда сидений и багажника у этих автомобилей в кузове стоят две продольные лавки на 8 человек. Оказалось, что автомобиль до сих пор выпускается очень небольшими партиями и был куплен в Финляндии примерно за 50 тысяч евро после того, как ООН неожиданно свернула одну из своих миссий.

Из Екатеринбурга до находящегося в Томской области поселения Руян-город, где был объявлен промежуточный финиш, можно добраться несколькими путями. Прямая и более короткая дорога проходит через северный участок Казахстана и отягощается двумя погранпереходами. Более извилистый путь пролегает через Тюмень и не затрагивает территорию других государств — по нему и решил отправиться «Маяк».

Трасса Р351 до Тюмени оказалась хорошего качества, хотя однополосное движение и большое количество фур существенно снижает среднюю скорость. Кроме того, бросилось в глаза большое количество сотрудников ГИБДД. Когда стражи порядка однажды все-таки остановили одну из машин «Маяка» за превышение скорости, команда, в отличие от некоторых других участников, не стала «откупаться», а честно потратила 15 минут на составление протокола. Полицейские слегка занизили размер превышения скорости и особо не скрывали, что сторублевый штраф они выписали для выполнения плана.

Сам иеромонах Павел — человек интересной судьбы. Когда-то он бросил МИФИ, в начале 90-х годов основал и возглавил частную школу, которая постепенно получила православный уклон — как и сам Павел. Приняв сан священника, он 15 месяцев провел в Антарктиде, где служил в построенном на станции Беллинсгаузен деревянном храме. Параллельно он трудился там же техником-строителем, благодаря чему по возвращении смог на заработанные деньги купить пикап Mitsubishi L200. Сейчас Павел, на фоне партнеров по команде по манере вождения выглядящий едва ли не лихачом, служит в Новоспасском монастыре в Москве, а в путешествие он отправился по благословению патриарха Кирилла и при максимальном содействии и поддержке компании «Экспедиция».

Унылые пейзажи за окном не баловали разнообразием: на сотни километров за окном раскинулись бескрайние заснеженные равнины. Тем временем из-за резкого похолодания дорожные условия существенно ухудшились – обочины на многих участках превратилась в ледяной каток. Это сразу же сказалось на аварийности: по дороге встретились вылетевший с трассы автобус и несколько фур. Один из грузовиков, улетевший на полтора десятка метров к лесополосе, энергично откапывали небольшими лопатками подъехавшие на «Газели» четверо сотрудников местного МЧС.

Именно на этом участке в первое серьезное ДТП попала и одна из команд, участвующих в гонке, – «Траст».

Одна из машин, слишком прижавшись вправо, задела обледеневший участок, после чего ее «повело», а следовавший на слишком близком расстоянии второй автомобиль, уходя от столкновения, также потерял контроль и врезался в бок проезжавшей навстречу фуре, а затем еще и во второй командный автомобиль.

В итоге у грузовика оказался пробит бензобак, а один из навороченных Land Cruiser банкиров получил несовместимые с дальнейшим участием в гонке повреждения переднего моста.

Добравшись, наконец, до Руян-города, команды получили несколько часов отдыха. Само поселение, которое даже деревней пока назвать можно с большой натяжкой, было основано в 2010 году компанией «Экспедиция» на высоком и живописном берегу одного из притоков Оби. Из инфраструктуры оказались в наличии большой деревянный дом, несколько таких же банек и туалетов, а также юрт для отдыха наезжающих время от времени горожан. Недалеко от обрыва установлен небольшой памятник Юрию Гагарину, приветствующий окружающий мир распростертыми руками.

Часть команд до Руян-города не доехала. Выполняя специальное задание в Казахстане, участники, выбравшие этот вариант прохождения гонки, угодили в страшную снежную бурю, двигаться в которой оказалось практически невозможно. Поиск пяти специально запущенных с Байконура зондов с GPS-передатчиками оказался сильно затруднен.

На некоторых участках видимость во время бурана составляла всего несколько метров, и в таких условиях искать неизвестно где упавшие зонды было еще труднее. В конечном итоге вовремя выбраться из заснеженного Казахстана несколько команд не успели, сразу отправившись на озеро Байкал, где финиширует следующий этап.

По дороге на озеро Байкал команда «Маяк» понесла серьезную потерю: иеромонах Павел по личным обстоятельствам был вынужден срочно вернуться в Москву, и в итоге его место в команде решено было отдать одному из журналистов. Последний этап прошел по легендарной трассе Чита — Хабаровск, которая строилась на протяжении полувека. Репортаж о последнем отрезке экспедиции читайте в заключительном репортаже корреспондента «Газеты.Ru».