Дальнобойщиков оправдали по авариям

Исследование специалистов возлагает вину за аварии с грузовиками на водителей легковых автомобилей

iStockPhoto
Более чем в 70% столкновений легковых машин с большегрузными фурами виноваты водители пассажирских автомобилей. К такому выводу пришли специалисты Американской ассоциации дальнобойщиков в своем отчете, основанном на данных федеральных агентств США. Эксперты отметили и разные причины, по которым попадают в ДТП водители грузовиков и пассажирских легковых машин.

Исследование ассоциации базируется на работах нескольких крупных и авторитетных организаций, таких как Национальная администрация дорожной безопасности США, Федеральная администрация США по пассажирским перевозкам и Институт транспортных исследований Мичиганского университета. Специалисты пришли к выводу, что, несмотря на то обстоятельство, что аварии с участием крупных грузовиков случаются реже, чем с легковушками и другими машинами, шансов, что в них кто-то погибнет, больше, чем в других возможных сценариях ДТП.

По данным за 2009 год, количество аварий с участием фур оказалось втрое ниже числа ДТП c остальными типами автомобилей. В таких авариях пострадали лишь 19% от числа попавших в «обычное» ДТП.

Такую динамику в Американской ассоциации дальнобойщиков связывают с тем, что большую часть пути фуры проделывают по крупным трассам, аварии на которых – редкость.

Тем не менее 1% аварий с участием грузовиков оказался для кого-то из участников смертельным, тогда как в случае с другими ДТП процент смертности составляет 0,5%. Причем гибнут в таком случае преимущественно люди, не находившиеся в грузовике, а пассажиры других автомобилей, попавших в аварию (76%), велосипедисты или пешеходы (9%). Оставшуюся часть погибших (15%) формируют водители грузовиков.

Также эксперты утверждают, что количество зафиксированных в авариях с грузовиками тяжелых травм оказалось ниже (44%), чем в случае ДТП с участием легковых машин (56%).

Как утверждают авторы отчета со ссылкой на Институт транспортных исследований Мичиганского университета, 71% аварий со смертельным исходом, в которых участвовал грузовик, происходят по вине водителя другого транспорта, который и столкнулся с фурой. Еще 16% происходят по вине дальнобойщиков, а 10% – по обоюдной вине.

Кроме того, эксперты организации посчитали, что в 89% случаев виновником лобового столкновения выступает легковой автомобиль, как и в 88% случаев боковых притирок со встречной машиной. Легковые автомобили также провоцируют 80% аварий с ударом сзади и 72% боковых притирок в одном потоке.

Специалисты по дорожной безопасности из организации AAA Foundation, чьи данные попали в распоряжение составителей отчета, утверждают, что водители легковых машин более склонны допускать сразу несколько нарушений за рулем (36% случаев), тогда как среди водителей грузового транспорта этот показатель оказался значительно ниже (11% случаев).

Исследование включает в себя выборку из данных о 624 серьезных ДТП с участием грузовиков, выполненном для Еврокомиссии. Работа рассматривает аварии, происшедшие на территории семи европейских стран.

Основных причин ДТП в отчете обозначено несколько, но лишь в 25% аварии произошли по вине шоферов грузовиков. Водители пассажирских автомобилей стали виновниками в 60,2% случаев. Другими факторами, вошедшими в отчет, стали неисправность автомобиля (5,3%), тяжелые погодные условия (4,4%) и низкое качество дорожного покрытия (5,1%).

Кроме того, в документе содержатся данные из отчета об авариях тяжелых грузовиков, выполненного специалистами Национальной администрации дорожной безопасности США и Федеральной администрации США по пассажирским перевозкам. В этом отчете подчеркивается, что причины аварий среди грузового и личного транспорта различаются, как и другие повлиявшие на ситуацию факторы.

Так, несоблюдение дистанции становится причиной 8% аварий в случае водителей грузовиков и 1% в случае водителей легковушек. А засыпают за рулем преимущественно водители легких пассажирских машин – 9% против 1% у дальнобойщиков. С отказом тормозной системы столкнулись 27% попавших в сводку участников ДТП на грузовиках, а среди владельцев легковых машин этот показатель составляет только 2%. Трудности на службе и сопутствующие этому эмоциональные переживания стали причиной аварии для 10% водителей фур, а для хозяев легковушек этот фактор оказался менее значим – 3%.

Агрессия за рулем довела до аварии 5% водителей фур, водители пассажирских машин в этом плане показали почти вдвое больший результат – 9%.

Примечательно, что, по данным американских ведомств, вождение в нетрезвом виде повлекло за собой ДТП у 0,3% водителей большегрузных машин, тогда как среди владельцев легких машин этот показатель равен 9%. Вождение под воздействием наркотиков стало причиной аварий у 0,4% водителей грузовых машин и 7% водителей легковушек.

Другим распространенным фактором аварии стала усталость за рулем, причем встречается она чаще у водителей легковушек, которые столкнулись именно с грузовиком, а не с другим легким пассажирским автомобилем. При таком сценарии усталость за рулем стала причиной аварии для 87% водителей легковых машин, а для водителей фур этот показатель составил 13%.

Кроме того, незнание дороги спровоцировало аварию среди 19% дальнобойщиков и среди 10% водителей легких машин.

Подводя итог, специалисты Ассоциации американских дальнобойщиков подсчитали, что во всех рассмотренных случаях в 70–75% ДТП были виноваты сами водители. В исследовании рассматривались преимущественно тяжелые аварии с жертвами, где показатель состава вины сместился в сторону владельцев легковушек, тогда как в легких ДТП пассажирских машин с грузовиками процент виновности водителей этих двух видов транспорта приближается к соотношению 50:50.

Оценить применимость этих данных для России сложно, поскольку отечественные дороги и манера езды российских дальнобойщиков заметно отличаются от существующих в США и Европе норм. В России тяжелые грузовики нередко становятся причиной крупных дорожных заторов, таких как многокилометровая пробка на трассе М-10, образовавшаяся в конце 2012 года, и затор на МКАД в начале февраля 2013 года. Причиной таких ситуаций часто становится слишком изношенная резина, которая лишает тяжелый грузовик необходимого сцепления с дорогой, что особенно актуально в непростых российских погодных условиях.