Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Рынок «Лад» и «Солярисов» готовится к застою

Итоги российских автопродаж 2012 года: к началу 2013 года рынок перестал расти, а россияне теряют интерес к отечественным автомобилям

По данным АЕБ, рост российского автомобильного рынка в 2012 году ощутимо замедлился, причем наиболее заметное сокращение пришлось на последние месяцы года. Кроме того, наметилась тенденция потери интереса покупателей к отечественным маркам. Эксперты считают, что в следующем году рынок незначительно увеличится или останется на прежнем уровне.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в минувшем году российский авторынок увеличился на 11% и достиг 2,935 млн реализованных машин. По сравнению с 2011 годом рост уменьшился втрое – тогда увеличение составило 29%.

Как говорится в отчете организации, в 2012 году более половины проданных машин в России принадлежали к классу компактных автомобилей и кроссоверов. При этом 10 моделей-лидеров российского рынка производятся в России.

Представители АЕБ при составлении отчета также указали на тот факт, что во второй половине 2012 года рост рынка сократился – в декабре увеличение составило всего 1%.

«Декабрь 2012 года ознаменовался незначительным ростом продаж относительно аналогичного периода предшествующего года. Это позволило достичь планки в 2,935 млн проданных автомобилей по итогам 2012 года и 11% роста по сравнению с 2011 годом. Данный результат устанавливает новый рекорд для российского рынка, превосходя пик 2008 года в 2,918 млн автомобилей на едва заметную величину», — заявил Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ.

При этом глава Комитета считает, что в 2013 году заметного роста авторынка в России ждать не стоит.

«Взгляд на перспективы рынка в 2013 году не позволяет надеяться на быстрый возврат к росту рынка, выраженному в десятках процентов. Опрос членов АМС выявил, что оценки лежат в диапазоне +5% или --5% вокруг медианы в 2,95 млн продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 2013 году. Это означает, что рынок останется на том же уровне, который был достигнут в прошедшем году. Результаты последних месяцев подтверждают данное предположение».

Кроме того, Шрайбер сообщил, что причины замедления развития авторынка определить сложно. «Существует мнение, что это связано с общем настроем потребителей, а не с автомобильном рынком», — сообщил Шрайбер.

Кроме того, глава Комитета напомнил о высоких ставках кредитования в России. «15—16% — это достаточно высокие ставки. В Европе — 3—4%, — сообщил Шрайбер. — Слишком высокие ставки, возможно, сдерживают аппетит».

Звание лидера рынка по-прежнему сохраняет за собой марка Lada – на ее счету в 2012 году 537 тыс. проданных машин. При этом сокращение составило --7% — годом ранее «АвтоВАЗ» реализовал под маркой Lada 578 тысяч машин. Обладатель второго места также не изменился — это бренд Chevrolet с результатом в 205 тыс. реализованных автомобилей (+18%).

Тройку лидеров в 2012 году замыкает марка Renault – на счету фирмы 189 тыс. проданных машин в 2012 году (+23%). Примечательно, что ранее третью строчку рейтинга АЕБ занимала южнокорейская марка Hyundai, которая в 2012 году сместилась на 5-е место (+7%, 174 тыс. проданных машин).

В десятку лидеров также вошли марки Kia (+23%, 187 тыс. машин), уже упомянутый Hyundai, Volkswagen (+40%, 164 тыс. машин), Nissan (+11%, 153 тыс. машин), Toyota (+28%, 153 тыс. машин), Ford (+11%, 130 тыс. машин), а также Skoda (+34%, 99 тыс. машин). В числе десяти лидеров наиболее заметные изменения произошли с позицией концерна VW и дочерней марки Skoda – компании переместились с 9-го и 13-го мест на 6-ю и 10-ю позиции соответственно.

Среди уже закрепившихся на российском рынке марок наибольший рост зафиксирован у китайских компаний Geely (17,5 тыс. машин), Chery (19 тыс. машин) и Great Wall (14 тыс. машин) — +190%, +161% и +112% соответственно.

Официально появившаяся на российском рынке несколько лет назад марка Seat увеличила продажи более чем вдвое – с 1,1 тыс. машин в 2011 году до 2,5 тыс. в 2012 году (+122%). Также свои позиции заметно укрепило внедорожное подразделение марки Chrysler–Jeep. Компания реализовала в России в 2012 году 4,7 тыс. машин – на 125% больше, чем годом ранее.

Заметно укрепились на рынке РФ традиционно популярные в России люксовые марки из Германии, показавшие в 2012 году схожие результаты продаж – BMW (+33%, 37,5 тыс. машин), Mercedes-Benz (+29%, 37,4 тыс. машин) и Audi (+44%, 33,5 тыс. машин).

Крупное сокращение своей доли на российском рынке потерпели марки Fiat (8,6 тыс. машин) и ZAZ (9,9 тыс. машин), падение достигло --69% и --59% соответственно. Кроме того, большие потери понес обанкротившийся в 2012 году российский автопроизводитель «ТагАЗ» (--28%, 1,3 тыс. машин) и дочерняя марка Vortex (--51%, 5,9 тыс. машин).

Наиболее популярным в 2012 году автомобилем стала Lada Priora. Модель была реализована в количестве 125 тыс. экземпляров, но по сравнению с предыдущим годом спрос на нее снизился (--7%).

Стремительный прыжок на вторую позицию рейтинга АЕБ совершил бюджетный седан Lada Granta. «Новую классику» от «АвтоВАЗа» в 2012 году купили в количестве 121 тыс. штук. Третью строчку рейтинга АЕБ заняла бывший лидер списка — Lada Kalina. В 2012 году модель купили в количестве 119 тыс. штук, но спрос на нее также сократился (--16%).

Замыкавшее в 2011 году тройку лидеров семейство Lada Samara в 2012 году было реализовано в количестве 67,9 тыс. машин, причем падение интереса к модели было еще более значительным (--45%). Окончательно снятая с производства в 2012 году вазовская «классика» была продана в количестве 32,4 тыс. штук, что на 71% меньше результатов 2011 года.

Самой продаваемой иномаркой по итогам года стало семейство автомобилей Hyundai Solaris. За 12 месяцев в России было продано 110,7 тыс. моделей — рост на 14%. Кроме того, традиционно популярные в РФ бюджетные модели Renault Logan (58 тыс. машин), Chevrolet Lacetti (34,7 тыс. машин) и Daewoo Matiz (33,2 тыс. машин) ощутили снижение интереса российских покупателей. Сокращение их доли на рынке составило --28%, --17% и --13% соответственно.

В свою очередь, значительный интерес российской публики вызывал бюджетный кроссовер Renault Duster. Фактически поступивший в продажу только в 2012 году автомобиль купили в количестве 47,3 тыс. штук, что позволило модели обойти таких фаворитов-одноклассников, как Nissan Qashqai (36,7 тыс. штук) и Kia New Sportage (32,7 тыс. штук).

Директор дилерского центра Hyundai компании «Авилон» Михаил Жмаков считает, что в следующем году следует ожидать размеренный рост автомобильного рынка в РФ.

«Мы ожидаем плавный рост в районе 6–7% относительного прошлого года. В первые три месяца нас ждет всплеск покупательской активности за счет различных акций на автомобили, находящиеся в стоках с прошлого года. Далее спрос немного уменьшится, но положительная динамика останется. Такой прогноз обусловлен тем, что наш рынок еще очень молод по сравнению с Европой и на 1000 человек приходится не так много автомобилей. И при этом почти половина всех автомобилей в нашей стране старше 10 лет», — рассказал Жмаков.

По мнению эксперта, рост будет продолжаться в нескольких ключевых сегментах. «Мы ожидаем рост спроса именно в массовом сегменте, где владельцы старых отечественных автомобилей будут пересаживаться на новые недорогие иномарки. Также мы прогнозируем увеличение продаж премиальных марок, — рассказал Жмаков. — В том числе и за счет набирающих популярность в России кроссоверов и недорогих седанов, которые все чаще стали появляться в модельном ряду более дорогих брендов».

Главный управляющий директор розничного подразделения «Рольф» Татьяна Луковецкая считает, что есть вероятность еще более оптимистичных сценариев развития авторынка РФ.

«Я не исключаю, что российский авторынок может стать крупнейшим рынком Европы в 2013 году, обогнав Германию, а объем продаж, по нашему пессимистическому сценарию, составит 3,01 млн автомобилей, или рост на 1,5% по сравнению с 2012 годом. По оптимистическому сценарию, рост составит 7,4% — до 3,19 млн автомобилей», – рассказала Луковецкая.

«Мы сделали такой вывод исходя их следующих трендов, которые будут оказывать существенное влияние на развитие российского авторынка: продажи иномарок «бюджетного» и премиального сегментов, а также кроссоверов будут расти как за счет того, что граждане будут пересаживаться на новые автомобили со старых (около 50% российского автопарка старше 10 лет), так и за счет вывода на рынок новых моделей. Мы ожидаем, что доля кроссоверов на российском рынке в 2013 году вырастет на 2,4 процентного пункта и составит около 28%», — пояснила эксперт.

Кроме того, Луковецкая считает, что популярность российских автомобильных брендов будет снижаться. «Продолжится тренд снижения доли рынка отечественных брендов. Прежде всего за счет того, что «АвтоВАЗ» отдал часть мощностей под локальное производство моделей Renault и Nissan, а другие российские автопроизводители не планируют серьезного увеличения производственных мощностей», — сделала прогноз специалист.

Новости и материалы
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Еще одна страна присматривается к БРИКС
В Германии заявили об угрозе взрывов, которые якобы может устроить Россия
В Москве временно ограничат движение на ряде улиц
Ученые выяснили пользу для мозга от популярной пищевой добавки для спортсменов
В Госдепе рассказали о проработке вариантов использования замороженных активов РФ
В США и Молдавии оценили развитие отношений
Полицейские нашли убитых в Херсонской области в разных местах
Все новости