Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Тюльпанов обует водителей по закону

За езду на летней резине зимой будут штрафовать

Анатолий Караваев 11.01.2013, 14:04
В случае принятия закона водителям придется ездить на зимней резине с декабря по март РИА «Новости»
В случае принятия закона водителям придется ездить на зимней резине с декабря по март

В Госдуму внесен законопроект, который предлагает штрафовать на пять тысяч рублей водителей, не использующих зимнюю резину в холодное время года. Соответствующие поправки в законодательство премьер-министр поручил разработать после грандиозных автомобильных заторов, которые образовались в конце ноября прошлого года на трассе М-10 Москва — Санкт-Петербург после «внезапного» снегопада.

Текст законопроекта за подписью сенатора от Санкт-Петербурга Вадима Тюльпанова был опубликован на сайте Госдумы в четверг вечером. В пояснительной записке к документу автор объясняет необходимость его принятия. «Ситуация на дорогах России в зимний период времени является очень сложной, особенно она усугубляется при эксплуатации транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, — пишет сенатор. — Вследствие этого в условиях, сопряженных с гололедом и снежными заносами, нередко возникают аварийные ситуации, движение на дорогах практически останавливается, образуются огромные пробки».

Изменить ситуацию, по мнению автора законопроекта, можно при помощи введения в Кодекс об административных правонарушений (КоАП) новой статьи 12.5.3.2: «Управление транспортным средством, не укомплектованным зимними шинами, удовлетворяющими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, в зимний период».

Водителей, не использующих зимнюю резину в период с 1 декабря по 1 марта, предлагается штрафовать на пять тысяч рублей.

Впрочем, в некоторых регионах этот период будет наверняка расширен. «Для отдельных регионов правительством РФ может быть установлен иной период обязательной эксплуатации зимних шин», — говорится в законопроекте.

В документе отмечается, что конкретные требования к зимним шинам установлены в решении комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (подраздел 5.5 раздела 5 «Требования к шинам и колесам» Приложения № 8 «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации»).

В то же время в законопроекте не проводится разделение между легковыми и грузовыми машинами, следовательно, использовать зимнюю резину придется как легковушкам, так и многотонным фурам.

Большинство водителей тяжелых грузовиков зимнюю резину для своих фур в глаза не видели.

Такие шины выпускаются небольшими партиями и используются в специализированных целях на очень небольшом количестве автомобилей. Подавляющее большинство тягачей ездят на обычной резине, единственным требованием к которой является остаточная высота протектора.

Исходя из того что одним из главных следствий неиспользования зимней резины автор считает затруднение движения и огромные пробки, напрашивается вывод, что работать над законопроектом Тюльпанов начал сразу после соответствующего заявления Дмитрия Медведева. Внимание первых лиц государства к этой проблеме оказалось привлечено после того, как на одной из главных трасс страны М-10 «Россия» в конце ноября — начале декабря образовались несколько гигантских пробок длиной несколько десятков километров каждая (по некоторым данным, общая длина заторов на М-10 составила 200 километров), из которых автомобилисты не могли выбраться по несколько суток.

После этого вице-премьер Дмитрий Рогозин на встрече с премьером 3 декабря озвучил одно из предложений по недопущению подобных ситуацию. «Можно было бы законодательно ввести такого рода обязанность, чтобы в зависимости от региона автомобили должны быть оборудованы зимней резиной, а некоторые тяжелые машины, когда они преодолевают препятствия, должны иметь цепи», — заявил тогда Рогозин, подчеркнув, что речь идет в первую очередь о большегрузном транспорте.

«Это можно было бы рассмотреть», — согласился с ним Медведев.

Впервые же о необходимости законодательно обязать водителей использовать зимнюю резину заговорили в конце октября власти Карелии.

«В Финляндии использование зимней резины обязательно в установленные законом сроки. В России такого закона нет. Мы намерены через нашего депутата в Госдуме Валентину Пивненко выйти с такой законодательной инициативой. Считаю, что на северных территориях регламентировать подготовку автомобилей к зимним условиям необходимо», — заявил 29 октября глава республики Александр Худилайнен.

Губернатор посетовал, что автовладельцы и дорожные службы оказались не готовы к обильным снегопадам, которые прошли в регионе во второй половине месяца. Однако в дальнейшем о судьбе этой инициативы ничего не сообщалось, и лишь после пробок на М-10 и реакции Медведева дело вновь сдвинулось с мертвой точки.

Причем первым на пожелания правительства откликнулся скандально известный депутат петербургского заксобрания Виталий Милонов, который 26 декабря предложил законопроект, весьма схожий с тем, что в четверг внес в Госдуму Тюльпанов.

В частности, Милонов через новую статью в КоАП предлагал обязать водителей легковых автомобилей и грузовиков массой до 3,5 тонны использовать зимнюю резину с 1 декабря по 28 февраля. В качестве санкций депутат предложил штраф от одной до пяти тысяч рублей. Коллеги поддержали его инициативу, однако до Госдумы в итоге дошел документ за подписью Тюльпанова.

«Подобный нормативный акт, безусловно, нужен, но штраф в данном случае является не самой удачной мерой, — заявил «Газете.Ru» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

— Нужны менее репрессивные санкции, например, через страховку. То есть если водитель вовремя не «переобуется», а потом устроит ДТП, то потерпевшему возмещается ущерб по ОСАГО, а страховая компания взыскивает с виновника ущерб в порядке регресса. Это вполне корректная и действенная мера, которая в то же время не была бы такой репрессивной, как штраф».

В случае если речь идет о заторах и пробках из-за использования водителями летней резины, то Похмелкин считает, что наказывать таких автомобилистов можно было бы через суд. «Если машина стала виновником затора и это повлекло убытки, то надо предъявлять иски к водителю или собственнику автомобиля. В любом случае это должны быть экономические санкции, а не административные», — уверен он.