В среду ГИБДД России на официальном сайте опубликовало сообщение, в котором от имени ведомства впервые предлагается обязать водителей использовать светоотражающие элементы, когда они в условиях ограниченной видимости выходят из машины для оформления ДТП или вынужденной остановки. Кроме того, ведомство в очередной раз предложило обязать наносить светоотражающие элементы (фликеры) на одежду пешеходов. «Изменениями предполагается сделать обязательной, а не рекомендательной норму ПДД об использовании пешеходами в темное время суток и в условиях недостаточной видимости предметов со световозвращающими элементами, обеспечивающими их видимость водителями транспортных средств», — говорится в опубликованном в среду сообщении ведомства.
Согласно статистике ведомства, в 90% случаев наездов на пешеходов в темное время суток они находились на проезжей части в темной одежде без фликеров.
«Использование световозвращающих элементов в темное время суток особенно актуально для учащихся образовательных учреждений, которые направляются из дома в утренние часы в школу и зачастую вечером возвращаются домой из школы без сопровождения взрослых, при этом вынуждены самостоятельно переходить дорогу, — считают в ГИБДД. — Присутствие световозвращающих элементов как у взрослых, так и у детей, в том числе на верхней одежде, поможет значительно снизить дорожно-транспортный травматизм среди пешеходов». В качестве обоснования своей позиции ГИБДД приводит в пример западноевропейский опыт. В частности, в Финляндии пешеходы, не использующие светоотражающие элементы, более чем в 8 раз чаще рискуют стать жертвой несчастного случая. При применении светоотражателей риск гибели для пешеходов снижается на 70%.
«Научными исследованиями, проведенными в Швеции, доказано, что полностью одетый в черное человек с небольшой биркой из световозвращающего материала, размером 5–6 см, замечается водителем на значительно более дальнем расстоянии, чем человек, полностью одетый в белое, — говорится в сообщении ведомства. —
По оценкам норвежских исследователей, использование различного рода элементов со световозвращающим эффектом позволит снизить количество ДТП с пешеходами в темное время суток на 30–70%, в сумерки – на 15%».
В ГИБДД отмечают, что во многих странах ношение фликеров при определенных условиях является обязательным. В качестве наглядного примера полезности введения светоотражающих жилетов в ведомстве сослались на своих же собственных сотрудников. «Яркий пример использования жилетов со световозвращающими элементами для обеспечения личной безопасности в условиях дорожного движения в настоящее время – это жилеты сотрудников Госавтоинспекции и дорожных служб, — сообщили в ГИБДД. — Любой водитель согласится, что человек в таком жилете заметен на дороге на значительно большем расстоянии, чем без него.
Наличие у водителей защитных жилетов обязательно во многих странах. Так, в частности, требования об обязательном ношении защитного жилета действуют в Италии и Испании с 2004 года, в Австрии и Португалии с 2005 года, в Хорватии с 2006 года, в Бельгии, Болгарии и Норвегии с 2007 года, в Люксембурге и Венгрии с 2008 года». В ведомстве считают, что во время поездки защитный жилет должен висеть на спинке сидения водителя.
В пресс-службе ГИБДД России «Газете.Ru» пояснили, что инициатива пока только готовится и ее принятия можно ожидать не раньше следующего года.
«Чтобы инициатива получила статус постановления правительства, она должна пройти определенный порядок согласования с другими ведомствами, — рассказал «Газете.Ru» источник в ведомстве. – В данном случае в Минюсте, аппарате правительства. Это небыстрый процесс. Пока, скорее, интересна реакция на нее со стороны общества».
По его словам, вопрос о возможном наказании водителей за неиспользование светоотражающего жилета пока не идет. «Вопрос наказания определяется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), а не ПДД, — продолжает источник. – Это уже вопрос Госдумы, а не ГИБДД. Если в правила внесут коррективы, то после этого парламент уже рассмотрит вопрос, надо ли за это наказывать или нет, а если надо, то как».
«Заставить надеть всех водителей жилет — это утопия,
— прокомментировал «Газете.Ru» новую инициативу ГИБДД лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Это немыслимо и невозможно. Надо просто добиться, чтобы люди просто правила соблюдали. Если остановился где-то в нехорошем месте – выставь знак аварийной остановки — он светоотражающий, его хорошо видно в темноте. Этого по большому счету достаточно: ведь ДТП, когда таким образом сбивают вышедших из машины водителей, объективно не так много».
По мнению эксперта, больше внимания стоит уделить светоотражающим элементам одежды пешеходов. «Эта угроза намного серьезнее, — продолжает он. – Пешеходов в таких случаях гибнет во много раз больше. Здесь было бы вполне достаточно фликера, как пешеходам, так, кстати, и водителям. В ряде стран Европы вообще запрещено выпускать детскую одежду без светоотражающих элементов. Это очень правильный подход. Воздействовать нужно через производителей и продавцов одежды».
В настоящий момент автомобилисты в обязательном порядке должны иметь в машине аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки. За нарушение, согласно п. 1 ст. 12.5 КоАП, предусмотрено предупреждение или штраф в размере 100 рублей.
В продаже сейчас можно найти несколько моделей светоотражающих жилетов. Их стоимость в зависимости от фасона варьируется в пределах 200–300 рублей.