Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Выделенные полосы загнали водителей в камеры

Столичные водители вынуждены платить штрафы за неудачное обустройство выделенных полос

Начался первый поток жалоб на систему видеофиксации нарушений, контролирующую недавно оборудованные в Москве выделенные полосы для общественного транспорта. Так, на одной из таких полос автомобилистов постоянно «ловит» камера, потому что водители просто не успевают перестроиться на соседнюю полосу. В департаменте транспорта подтвердили, что среди автомобилистов есть много недовольных. Эксперты говорят, что при создании выделенных полос в Москве до сих пор не решены некоторые проблемы, а существующие в этой области стандарты и нормативные акты устарели.

Обустройство выделенных полос для общественного транспорта, вызвавшее ряд нареканий со стороны автомобилистов, зачастую провоцирует обычных водителей на нарушение правил дорожного движения, обратили внимание в обществе «синих ведерок». На сайте сообщества автомобилист Карина Черняева рассказала, что выезжает с Нагорного бульвара на Севастопольский проспект едва ли не ежедневно. Неделю назад ей пришло постановление из ГИБДД, согласно которому 2 октября она нарушила правила езды по выделенным полосам и теперь должна заплатить штраф 3000 рублей. После получения письма Черняева, и ранее замечавшая, что далеко не все водители вовремя успевают перестроиться с выделенной полосы, решила понаблюдать за этим участком повнимательнее.

«Как же на самом деле обстоят дела? — пишет в ЖЖ сообщества «синих ведерок» Черняева. — Выезжая с Нагорного бульвара на Севастопольский проспект, вы попадаете на полосу для маршрутных транспортных средств, где начинаете в прямом смысле потеть, пытаясь перестроится на вторую полосу. Прерывистая полоса составляет всего 30 метров, то есть на разгон места у вас всего ничего.

Соответственно, повернув, вы должны замереть на месте и ждать появления свободного пространства для манёвра».

По её словам, почти все водители на этом участке не успевают выехать на соседнюю полосу через разрешающую разметку и таким образом попадают под камеру видеофиксации, установленную в районе дома 29 на Севастопольском проспекте, которая фиксирует нарушение правил. Один из немногих гарантированных способов избежать наказания в данном случае — остановиться на участке с прерывистой линией и дожидаться, пока поток машин на соседней полосе позволит вклиниться в него.

«Но так поступают немногие. В основном люди спешат и стараются перестроиться на ходу, — рассказала Черняева «Газете.Ru». — Видно, что они не хотят нарушать правила и ехать по выделенной, но в итоге штрафуют их именно за это. На этом же участке, кстати, есть автобусная остановка. Однажды я видела, как водитель пытался притормозить и перестроиться, а сзади по выделенной спешила «скорая».

Чтобы пропустить ее, он был вынужден проехать чуть вперед и заехать в карман остановки, а выехать оттуда без нарушения уже невозможно».

Формально длина прерывистой разметки на этом участке соответствует нормам. Согласно ГОСТу Р 52289-2004, ее размер не должен превышать 40 метров, а в этом месте она составляет 30 метров. Сейчас Ирина пытается оспорить штраф в ГИБДД. «Когда я пришла туда, то из пяти человек трое там были за такое же нарушение в том же самом месте», — отметила она. Примечательно, что на приложенной к письму из ГИБДД фотографии не виден сам факт нарушения: машины Черняевой едет не по выделенной полосе и никак ее не задевает. «Я сейчас пытаюсь понять, где была сделана эта фотография. Дата стоит 2 октября 14.11, но еще в два часа я была в поликлинике с ребенком. В любом случае я буду обращаться в суд», — говорит она.

По подсчетам Черняевой, в среднем на данном участке фиксируется одно нарушение в минуту.

«Далее простая арифметика: возьмём 12 часов (720 минут) и умножим на штраф в 3000 рублей — итого 2 160 000 рублей в день. Неплохо, не правда ли?», — пишет она в своем блоге.

«Аналогичных жалоб к нам поступает очень много,

— заявил «Газете.Ru» координатор движения «синие ведерки» Петр Шкуматов. — К примеру, такая же ситуация сложилась на Крестовском путепроводе, где людям приходится либо буквально с места вклиниваться в летящий по проспекту Мира поток машин, либо получить штраф в 3000 рублей за безопасный поворот. Такие места есть и на других участках. Люди, конечно, могут стоять и ждать, когда их пропустят, но это получается тонкое издевательство над водителями».

Активист отмечает, что сейчас водителям в таких ситуациях, по сути. некуда жаловаться. «Нет ни одного публично доступного единого окна, куда бы автомобилисты могли сообщить о неточностях в дорожной разметке или функционировании камер видеофиксации, — отмечает он. — Единственный вариант сейчас — это подавать в суд, но при этом непонятно, на кого — на ГИБДД, на дорожников или на правительство Москвы».

В департаменте транспорта Москвы с оценкой Шкуматова не согласились. «Если говорить о камерах видеофиксации, то есть «горячая линия» в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), можно обратиться туда, — заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь департамента Жанна Терехова. — К нам тоже приходит очень много обращений, у одного отдела бывает до 800 писем в день от граждан, правда, сколько из них посвящены жалобам на обустройство выделенных полос, я сказать не берусь. Что касается случая Карины Черняевой, то она может написать официально обращение и оно будет обязательно рассмотрено. Есть «горячая линия» департамента, есть специальная форма на сайте, можно написать письмо».

По словам Тереховой, чиновники не только работают по обращениям, но стараются и сами по отзывам автомобилистов искать «проблемные» места на городских дорогах.

«Мы сейчас очень активно мониторим блогосферу и ищем информацию даже в транспортных блогах. Если, к примеру, человек пишет, что где-то не работает светофор или не хватает пешеходного перехода, то у нас было очень много случаев, когда потом все это решалось и исправлялось, — рассказала Терехова. — Глава департамента Максим Ликсутов очень щепетильно относится к таким вещам и часто держит на личном контроле».

В ЦОДД, которые эксплуатируют видеокамеры на выделенных полосах, прокомментировать ситуацию с проблемными участками не смогли. «Всей разметкой занимается ГИБДД, поэтому здесь вопрос даже не к нам и не к видеокамерам, а к ним. Мы, по сути, только технический оператор, а все, что связано с местом установки камер, решается в ГИБДД», — заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь ЦОДД Анастасия Калинина.

О не совсем удобном для автомобилистов устройстве выделенных полос говорят и эксперты. Занимающийся проблемами городского движения в Москве центр Probok.net подготовил исследование эффективности работы данных полос. Специалисты отметили немало проблем, связанных с их внедрением, и разработали свои рекомендации.

«Основная проблема в том, что строили их не всегда по уму, — заявил «Газете.Ru» эксперт центра Александр Чекмарев. — Грубо говоря, взяли карту города, отметили основные магистрали и сказали: здесь у нас будут выделенные полосы. Далеко не всегда учитывалась реальная дорожная обстановка.

В 50—70% власти «угадали», но есть места, где ходит один автобус раз в полчаса, и ради него держать полосу, отнимая 30% дороги у остальных участников движения, не совсем правильно».

Также эксперт отметил, что сами полосы, как правило, недостаточно обустроены: при их введении не реконструированы магистрали, что повысило нагрузку на оставшиеся полосы движения, нет локальных уширений дороги, то есть лево- и правоповоротных карманов, которые бы позволили автомобилистам легче перестраиваться.

«Выделенную полосу нельзя использовать как одну большую полосу для разгона и торможения, иначе она просто потеряет свой смысл, — комментирует эксперт ситуацию с Кариной Черняевой. — Здесь, как и в других местах явно не хватает поворотного кармана, который позволил бы автомобилям замедляться не на самой выделенной полосе, а в нем. Такая же ситуация и с выездом на такую магистраль. Если бы был поворотный карман, то автомобилист смог бы быстрее разгоняться и вливаться в общий поток с более высокой скоростью — сделать это за 20—30 метров достаточно трудно. Тем более что начинающих водителей у нас много и стоять на выделенной полосе, пытаясь перестроиться, они могут долго».

Эксперт отмечает, что действующие нормы и правила не совсем адаптированы для общественных полос транспорта, которые появились в Москве не так давно. «Пока это новшество, и организационно-правовые вопросы с точки зрения СНИПов, ГОСТов и законодательства у нас еще не совсем проработаны.

Все эти нормы были созданы еще в основном во времена СССР, когда выделенных полос, по сути, не было, и сейчас в связи с этим постоянно возникают юридические и не только юридические казусы, когда с точки зрения закона все чисто и правильно, но на практике это применить очень сложно», — заявил Чекмарев.

Он привел в пример еще одну характерную проблему, когда парковка разрешена по краю проезжей части или на тротуаре на улицах с выделенной полосой. «У нас получается, что, даже если там висит знак парковки, ставить машину там, по сути, нельзя: штрафа в этом случае не избежать, ведь приходится пересекать сплошную линию разметки и заезжать на выделенную полосу», — сообщил он. В этой связи центр Probok.net уже подготовил ряд предложений по изменению действующих нормативных актов, разметки и дорожных знаков, которые бы позволили избежать подобных ситуаций. Эксперты в ближайшее время обещают направить свои предложения в департамент транспорта Москвы и другие заинтересованные организации.

«Большая скорость передвижения по выделенным полосам должна способствовать пересадке автомобилистов на общественный транспорт, — приходят к выводу авторы исследования. — Однако перехватывающие парковки не сделаны, удобные сквозные билеты на все виды транспорта также отсутствуют. Из всех необходимых мероприятий выполнено одно (самое простое) — нарисованы выделенные полосы. Увы, но это не привело к существенному улучшению работы всей системы наземного общественного транспорта в столице. Поэтому автомобилисты не пересели из своих машин на автобусы. Зато введение выделенных полос ухудшило и без того непростую дорожную ситуацию в Москве».

Что думаешь?
Загрузка