Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Saab пойдет с молотка

Saab официально признан банкротом

Роман Кондратьев 20.12.2011, 14:41
Глава компании Swedish Automobile Виктор Мюллер Reuters
Глава компании Swedish Automobile Виктор Мюллер

Saab признан банкротом. Окружной суд Ванерсборга удовлетворил иск компании, требовавшей начала процедуры банкротства. Средства, вырученные от продажи собственности Saab, пойдут на уплату долгов по заработной плате и расчеты с кредиторами.

Swedish Automobile, владеющая Saab, во вторник официально объявила о банкротстве шведского автопроизводителя, положив таким образом конец девятимесячной битве за его спасение. Окружной суд Ванерсборга удовлетворил иск компании и назначил двух внешних управляющих для проведения процедуры банкротства.

Решение суда касалось трех компаний группы: SAAB Automobile Aktiebolag, Saab Automobile Tools AB и Saab Automobile Powertrain.

«Решение о банкротстве принято в интересах кредиторов, поскольку в противном случае компания станет неплатежеспособной», — цитирует решение суда Automotive News.

Следующим шагом в деле Saab станет проведение публичных торгов для того, чтобы погасить задолженность шведского автопроизводителя по заработной плате рабочим завода в Тролльхаттане. Порядка 3,7 тыс. человек до сих пор не получили зарплату за ноябрь. Также после проведения процедуры банкротства компания сможет воспользоваться государственными гарантиями.

Saab, стоявший на грани банкротства, попытались спасти китайские компании Pang Da (позже была заменена Китайским национальным банком) и Youngman, предложив сначала выкупить 100%, а затем 48% акций компании. Однако эти попытки были пресечены бывшим владельцем Saab концерном General Motors, имеющим право на технологии шведского автопроизводителя. После того как GM в очередной раз повторил свои угрозы о заморозке лицензий в случае продажи Saab китайцам, компания объявила о начале процедуры банкротства.

Тогда китайские партнеры шведского бренда объявили о прекращении финансирования. «В силу непреодолимых обстоятельств дальнейшее финансирование Saab с целью последующей реорганизации компании не может быть продолжено», — говорится в официальном сообщении Yongman.

«Это был последний гвоздь в крышку гроба Saab», — с горечью отметил глава Swedish Automobile Виктор Мюллер.

В Swedish Automobile предполагают, что банкротство Saab может быть выгодно GM, который захочет выкупить компанию обратно. Однако официальная позиция американского концерна — не вмешиваться в ход банкротства. «Сейчас такое время, что мы не можем сказать, каковы будут наши дальнейшие шаги», — заявил представитель GM Мишель Тинсон.

Главный операционный директор Saab Тим Колбек добавил, что в сложившейся ситуации единственный способ спасти компанию целиком — это найти потенциального инвестора. По его словам такие инвесторы есть, однако возможность сотрудничества с ними будут определять управляющие, назначенные судом. «Многие люди хотят инвестировать в Saab», — заявил Колбек.

Однако директор по продажам Saab Матс Фагерхаг настроен более пессимистично.

«Процесс поиска жизнеспособного инвестора, если таковые есть, займет несколько недель. Нашим сотрудникам все равно придется искать другую работу», — заявил Фагерхаг в интервью Bloomberg.

Компания Swedish Airplane Company (SAAB) была основана в 1937 году, она изначально специализировалась на производстве бомбардировщиков и истребителей. Серийное производство автомобилей марки Saab началось в конце 1949 года. Saab успел снискать себе славу одного из самых популярных брендов в мире. Однако с 2004 года компания постоянно терпела убытки. Автоконцерн в 2010 году спасла сделка со Spyker Cars, выкупившей Saab у GM. В число акционеров также хотел войти российский олигарх Владимир Антонов, однако против этого выступил сперва General Motors, а затем и кредиторы.