В Лужниках состоялась российская презентация серийного электромобиля Nissan Leaf. Пока машины завезены в нашу страну не для продажи, а для показа представителям госструктур и потенциальным клиентам – от их реакции и возможной поддержки зависит решение о выходе на российский рынок.
Несмотря на свою экзотичность, выглядит и едет Leaf как обычный автомобиль, но практически бесшумно.
Водитель за рулем электрохетчбэка сидит низко, поэтому над головой остается достаточно пространства. Диапазон регулировок кресла (без электроприводов) позволяет удобно разместиться даже рослому человеку, не стесняя задних пассажиров. Спинка кресла удобна, а вот подушка узковата и коротковата. При этом внутренняя отделка Leaf достаточно скромна – передняя панель и обшивка дверей выполнена из жесткого бежевого пластика, лишь на дверных ручках – мягкие велюровые вставки.
Цифровой спидометр расположен в узком окошке в верхней части передней панели, а вместо тахометра на экране пониже предусмотрена шкала Power из ряда белых точек. На ней отображается расход энергии и ее запасание в ходе рекуперативного торможения, по бокам – индикаторы заряда батареи и запаса хода. Для экономии заряда водитель также может активизировать режим Eco, при котором будет снижена эффективность работы кондиционера, а разгон станет более плавным.
На ходу к шуршанию шин примешивается лишь высокочастотное гудение, знакомое каждому, кто ездил в троллейбусе и новых вагонах метро – но гораздо более тонкое и нежное. Благодаря электромотору Leaf ровно и достаточно интенсивно разгоняется с самых «низов», но на высоких оборотах крутящий момент снижается.
«Баранка» от упора до упора делает 3 с четвертью оборота и не отличается излишней «тяжестью», а объем багажного отделения с ровным полом, но узким проемом и высоким «порогом» достигает 330 л. При разработке Leaf особое внимание уделялось аэродинамике — так, его днище закрыто специальным кожухом, а коэффициент лобового сопротивления — всего 0,27. С целью оптимизации формы и экономии энергии задние фонари сделаны светодиодными, как и ближний свет фар. За дальний свет отвечают обычные «галогенки».
Заявленные динамические характеристики Nissan Leaf на уровне его бензиновых собратьев: машину приводит в движение электромотор мощностью 80 кВт (109 л.c.), максимальная скорость равна 145 км/ч, а до «сотни» Leaf разгоняется за 10 секунд. При полностью заряженном аккумуляторе электромобиль может проехать до 175 км.
На реальный запас хода влияет температура воздуха, использование кондиционера и других энергопотребителей, а также возраст аккумуляторной батареи. Однако в Nissan полагают, что его все равно хватит для ежедневных поездок и говорят о том, что 80% автомобилистов Европы проезжают за сутки не более 100 километров.
Пополнить запас энергии можно двумя способами: быстрая зарядка до 80% емкости батареи производится на специальных станциях по типу автомобильных заправок примерно за 30 минут. Полная зарядка может производиться от любого источника питания напряжением 220-240 вольт. Обе розетки в Leaf cкрыты под лючком в передней части кузова.
Электрический Nissan поступил в продажу в конце 2010 года. Сейчас он представлен на рынках Японии, США, Гонконга и четырех европейских стран — Португалии, Ирландии, Великобритании и Нидерландов. Начат прием заказов в Швейцарии, Франции, Испании и Бельгии. Ожидается, что осенью продажи Leaf стартуют в Норвегии. Сейчас по всему миру реализовано уже 7500 электрокаров.
Nissan продвигает Leaf и строит электрозаправки в различных странах, опираясь на поддержку властей и частных компаний: правительства многих стран обеспечивают налоговые льготы и субсидии для владельцев электромобилей. Японский автопроизводитель заключил более 90 партнерских соглашений с правительствами стран и коммерческими организациями.
По словам директора по коммуникациям российского представительства Nissan Татьяны Натаровой, в ближайшие 2-3 месяца прибывшие в Россию автомобили планируется показать представителям ряда государственных структур и возможным клиентам, проявляющим интерес к электромобилю. При этом вероятнее всего, что в России Nissan будет продвигать свои электромобили вместе с партнером по альянсу – французским Renault, также недавно представившим в Москве электрический Fluence. Также теоретически возможно сотрудничество в строительстве заправок с электросетевыми компаниями. «Дай бог, чтобы электромобили не становились модой, а становились насущным способом улучшения экологической ситуации», — подчеркивает она.
Также специалисты Nissan отмечают, что за счет низкой стоимости эксплуатации электромобиль может сэкономить владельцу до 800 евро в год на топливе и обслуживании. Однако даже с учетом правительственных субсидий цена Leaf в Европе – около 30 тысяч евро, а гарантия на тяговую литий-ионную батарею, производимую в партнерстве с корпорацией NEC — всего 5 лет или 100 тысяч километров пробега.
Сейчас Nissan Leaf выпускается на заводе Nissan в Японии, на одном конвейере с Note и полноприводными версиями Juke. К 2012 году производство электромобиля планируется наладить также в США и Великобритании. А к 2015 году Renault-Nissan рассчитывает выпускать в год до 500 тысяч батарей.