Toyota тащит за собой поставщиков

Расследуют всемирный заговор поставщиков автокомпонентов

Reuters
В Америке, Европе и Азии правительственные агенты проводят обыски и изъятия документов у поставщиков автокомпонентов. Они подозреваются в картельном сговоре. По мнению экспертов, это продолжение скандала с Toyota.

Правительственные агенты трех континентов обыскивают офисы компаний, занимающихся поставками запчастей для автомобилей, в первую очередь электронных распределительных систем. Производители компонентов подозреваются в нелегальном сговоре. Как заявили представители Еврокомиссии, этот правительственный орган Евросоюза дал указание на проверку целого ряда компаний, поставляющих электронику.

Так, германские исполнители антитрестовского законодательства расследуют деятельность немецкой компании Leoni AG и некоторых ее партнеров (после чего акции фирмы тут же потеряли в цене более 4%).

Немецкие обыски начались практически одновременно с американскими: когда германские следователи посетили Leoni AG, их коллеги в США обыскивали офисы и фабрики поставщиков злополучной Toyota, отмечает Wall Street Journal. В американских обысках приняли участие также представители властей Японии – страны, в наибольшей степени пострадавшей от скандалов с отказывающими запчастями Toyota.

Идет международная операция по борьбе с поставщиками, заявил в интервью американской Detroit Free Press эксперт по антитрестовской политике Мичиганского университета Дэниел Крейн.

«Действия ФБР означают, что ведется уголовное расследование по факту картельного сговора», – уверен он. – «Вероятно, они ищут следы соглашений, в соответствии с которыми производители комплектующих фиксируют цены и упорно специализируются на выпуске разных запчастей, таким образом не создавая друг другу конкуренции». Это, по словам эксперта, единственное, за что можно привлечь заговорщиков.

Бывший менеджер Toyota Джон Шук полагает, что имеющиеся данные говорят о наличии именно такого сговора. Очевидно, что крупнейшие производители «имеют фиксированные цены и производят разные продукты. Это наводит на вывод: договоренность существует».

По одной из версий, поставщики деталей виновны в дефектах, вызвавших беспрецедентные отзывы Toyota по всему миру (около 9 млн автомобилей). Таким образом, после начала расследования ситуации с Toyota на уровне конгресса США внимание следствия логично перекинулось на непосредственных изготовителей комплектующих. На их производствах также идут обыски.

Официально названия компаний, которые подвергнуты проверкам и обыскам, не разглашаются. Однако известно, что в США это Denso Corp., Tokai Rika и Yazaki Corp.

В Японии следователи проверяют Sumitomo Electric Industries Ltd., Furukawa Electric Co и некоторые другие фирмы. Представитель Denso Бриджит Ляроз-Голинье признала, что «обыски и изъятия документов проводятся по подозрению в нарушении антитрестовского американского законодательства». Впрочем, двух самых крупных мировых поставщиков запчастей — Robert Bosch и Valeo, по словам их представителей, «охота на заговорщиков» пока не коснулась.

В Евросоюзе с 2004 года также действует закон, запрещающий картельные соглашения.