По данным аналитического агентства «Автостат», в феврале импорт подержанных иномарок сократился на 64,3% относительно показателей аналогичного периода прошлого года. В феврале 2008 года в Россию было ввезено около 54 800 легковых автомобилей – это более чем вдвое превышает показатель января 2009 года. Из-за повышения таможенных пошлин на импорт подержанных иномарок их ввоз практически прекратился: доля б/у машин в общем январском импорте составляла 10%, а уже в феврале она не превысила 0,6%. Больше других везли бюджетников. Автомобили марки Nissan в лидерах (8,7 тыс. машин). На второй позиции – Chevrolet (7,8 тыс. авто) и на третьем месте Hyundai (5 тыс. машин). Первая по импорту в январе Toyota, в феврале встала на четвертую строчку, а Ford, занимавший четвертую ступень в первом месяце 2009 года, опустился на 13-е место.
Некрупные автомобильные продавцы уже даже не бьют тревогу, а готовятся уходить с рынка. «После повышения пошлин ситуация такая, что хуже быть не может, – рассказывает Николай, менеджер по продажам компании «Авто-Бум». – Если раньше у нас в месяц уходило по 25 машин, то сейчас от силы 5». По его словам, спрос существенно сместился в сторону бюджетных автомобилей. «Если раньше покупатель за счет кредита и собственных накоплений мог себе позволить и BMW, и Mercedes, то теперь выбирают что-нибудь вроде Hyundai Accent. И это понятно – при ставке в 34% о каком автокредите может быть речь, — поясняет продавец. –
Сейчас на свои машины мы снизили стоимость в долларовом эквиваленте на 20%, как только распродадим последние машины, наверное, свернем бизнес».
В этой связи аналитики авторынка предполагают, что может возникнуть ситуация, аналогичная 90-м годам прошлого столетия. «Есть риск, что сильно скакнет «серый импорт», предприниматели тем или иным способом попытаются легализовать машины, попавшие под таможенные барьеры. Впрочем, это вопрос контроля властей, за это время уже выработано достаточно рычагов противодействия незаконному импорту», — считает аналитик по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев.
Забрав у автоперегонщиков возможность продавать подержанные машины, правительство не оставило им шанса на выживание. «Мы даже не можем ввозить новые машины, которые в меньшей степени пострадали от повышения таможенных ставок, — рассказывает представитель компании Nemka.ru. – Способы импорта крупных дилеров таковы, что если я попытаюсь ввезти в Россию новую машину через таможню, то у меня себестоимость будет намного выше официала.
Как это получается – сами догадывайтесь».
С введением пошлин цены продолжат рост, считают эксперты. «Очевидно, что автопроизводители будут поднимать цены на новые автомобили в течение всего 2009 года. По нашим расчетам, это приведет к тому, что уже во 2-м квартале потребители сконцентрируются на продукции отечественных автокомпаний, в том числе тех, что работают в режиме промсборки», — говорит аналитик ФК «Открытие» Татьяна Задорожная. Специалист убеждена, что спрос будет расти, как на бэушные машины, так и на новые. «Впрочем, все будет зависеть от ситуации – возможно, оба авторынка (новых и подержанных машин) так и не будут развиваться, если кризис усилится», — замечает Задорожная.
Продавцы подержанных иномарок, несмотря на катастрофическое падение спроса, надеются, что их товар будет более востребованным. «Сейчас мы торгуем в рублевых ценах прошлого года и рады, если машины продаются. Но и люди меняют свои ориентиры. Имея, скажем, 700 тыс. рублей, человеку лучше взять машину с пробегом, но премиум-класса, чем покупать какой-нибудь бюджетный хлам», — заключили в Nemka.ru.