Пенсионный советник

Волжский оберег

General Motors бережет своего политического партнера

Елена Ходякова 18.03.2008, 15:01

General Motors снял с производства в в Тольятти Chevrolet Vivа. В июне производитель назовет модель, которая займет ее место. Концерн уже больше года не может определить, какой автомобиль делать вместе с «АвтоВАЗом», но и разрывать отношения с российским автопроизводителем не хочет. Причина в том, что совместное предприятие – союз не столько экономический, сколько политический, считают аналитики.

«GM-АвтоВАЗ» прекратил производство Chevrolet Vivа, передает «Прайм-ТАСС» со ссылкой на руководство завода. «Данное решение было принято на совете директоров компании. Мы продали все, что было с завода. «GM-АвтоВАЗ» выпускал порядка 1 тыс. Chevrolet Viva», – передает слова директора по продажам и маркетингу компании Константина Байшева агентство.

Viva появилась еще в 2005 году и стала одной из вариаций на тему «российского автомобиля» на базе иномарки.

Под этим названием на совместном предприятии (СП) российского «АвтоВАЗа» и американского концерна General Motors (GM) собиралась машина, сделанная на базе Opel Astra предыдущего поколения. В базовую комплектацию модели входили бензиновый двигатель Opel на 1,8 литра, гидроусилитель руля, ABS, пакет для плохих дорог, центральный замок, иммобилайзер. Однако устаревший автомобиль российской сборки не пошел на российском рынке. «Проблема Viva состояла в том, что она была слишком дорогой, приближаясь по цене к Opel Astra нынешнего поколения», — замечает аналитик финансовой корпорации «Открытие» Кирилл Таченников.

По словам представителя компании «GM-АвтоВАЗ», завод прекратил производство Viva, чтобы подготовить площадку для запуска на ее месте новой модели.

«В июне мы объявим о выпуске новой модели. Это будет Chevrolet, седан или внедорожник — сейчас обсуждается», — пояснил Константин Байшев.

Пока же резервы от Viva завод частично использует для небольшого расширения производства чуть более удачливого «гибрида», порожденного американо-российским сотрудничеством — Chevrolet Niva. В 2007 году завод выпустил 55 тыс. «Шевроле Нива», в 2008 году планируется выпуск 56 тыс. машин этой модели, тогда как мощность производства составляет порядка 90 тыс. автомобилей в год.

Примечательно, что еще год назад в General Motors уже обещали, что в июне (тогда еще 2007 года) объявят название модели, которая будет собираться на совместном предприятии. Однако вместо этого американский производитель освоил сборку своих моделей (Opel Antara, Opel Astra, Chevrolet Captiva) на российском заводе «Арсенал». Именно отсюда в ноябре сборка «перекачает» на собственный завод GM в Шушарах. По данным компании, он будет обладать потенциалом для того, чтобы выпускать до пяти моделей.

В GM объясняют желание сохранить сборку на СП необходимостью диверсифицировать свои возможности на рынке. Определенный смысл в этом есть, считают аналитики. «Рынок России развивается очень быстро, и, очевидно, производитель хочет, чтобы у него в запасе была и эта резервная площадка, которую он смог бы задействовать в случае необходимости», — замечает Таченников.

Однако все аналитики сходятся во мнении, что в этом союзе довольно сильная политическая составляющая.

Не отрицают этого и в американской компании. Во время своего визита в Россию президент GM Europe Карл-Питер Форстер заметил: «В России в бизнесе куда больше, чем где-либо еще, важны именно личные отношения».

«Возможно, год назад предложение по расширению модельного ряда на СП обсуждалось в контексте дальнейшего перехода к стратегическому партнерству», — замечает Наталья Сорокина, аналитик ИК «ЦентрИнвест». Она не исключает, что сейчас в GM подчеркивают свою готовность сотрудничать с российской стороной для того, чтобы использовать шанс как-то повлиять на стратегию партнерства между Renault и «АвтоВАЗом», пока их отношения еще не формализованы.

Кроме того, для General Motors выгодно дружить с российским производителем, который, помимо прочего, обладает очень серьезными лоббистскими возможностями, поясняет Таченников.