На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Хроники Мойдодыра

Создатель эмалированной ванны и американского лимузина.

Дэвид Бьюик, создатель эмалированной ванны и американского лимузина. Его машина стала символом роскоши, а ее обликом вдохновлялись дизайнеры ЗИС.

У французов есть старая комедия с Фернанделем «Человек из «Бьюика». Ее герой, как можно догадаться, демонстративно ездил на «бьюике», вращался в высшем свете, был улыбчив и учтив, и в итоге казался идеальным женихом средних лет. На деле он был атаманом шайки-домушников, обчищавших богатые дома в Довиле.

Действительно, Buick на полстолетия стал визитной карточкой чванливой стабильности. Этакой притчей во языцех, когда нужно одним словом описать скучный, но хлебный образ жизни с предсказуемым взлетом и без всяких падений, семейными и корпоративными ценностями, и думами о высоком, но в пределах воскресной проповеди. В середине прошлого века марка прочно занимала вторую ступень ниже «Кадиллака» в иерархии «Дженерал моторс», что на десятилетия закрепило за Buick статус экипажа топ-менеджеров с комфортом без закидонов.

При этом начало у Buick было довольно пикантным. Дэвид Даборн Бьюик (David Duborn Buick) активно экспериментировал с сантехникой.

В итоге Бьюик предложил технологию соединения фарфора с металлом - эмалировки ванн, с которой и пошла современная банная идиллия (так что, залезая в ванну, мы в какой-то степени залезаем в «бьюик»).

Радость, с которой человечество освоило прелести свежеэмалированного корыта, была столь неподдельна, что в 1899 году Бьюик легко сбыл свой бизнес за 100 тысяч долл. Он основал фирму Buick Auto-Vim, занявшуюся постройкой моторов, осилил множество инноваций и выпустил таки пару автомобилей. К 1904 году фирма совсем ослабла – просто у Бьюика не было средств продвигать свои блестящие разработки, и он привлек в дело партнеров. Так, а автобизнес пришел губернаторский внук Уилльям Дюрант. Новоиспеченная Buick Motor во главе с ним решительно начала штамповать авто с верхнеклапанными двигателями, отличавшимися редкой мощью.

Дюрант вскоре задвинул Бюика, хотя до 1908 года тот и оставался в совете директоров. Фирма же его имени поставила вскоре рекорд продаж – почти девять тысяч машин.

Теперь денег вполне хватало для создания «Дженерал моторс». А в 1912 г. в Buick пришел Уолтер Крайслер.

Он возглавлял фирму в 1916.- 1919 гг. и сделал ее самой процветающей фирмой Детройта, так что среди американских производителей она до середины двадцатых держалась на четвертом месте.

Но вскоре массовость уступила место весомости: четыре цилиндра были отданы младшим собратьям по GM, а Buick сосредоточился на шестицилиндровых моделях. В 30-х фирма и вовсе перешла на «восьмерки» и ее новинки Roadmaster, Limited, Century и Special стали пиком местной моды. Это были большие и длинные в меру обтекаемые сараи с насупленными фарами и оконцами, напоминающими об избушке на курьих ножках. Их дизайн чем-то неуловимо напоминал перевернутую ванну, и выдал его будущий создатель крылатого стиля Харли Эрл.

Страна Советов внимательно следила за тенденциями американской моды. К середине 30-х Кремль настолько уверовал в свои технические силы, что московскому заводу ЗИС поручили освоить производство собственного «люкс». О проекте так и говорили: строится «советский бьюик». Автомобиль получил имя ЗИС-101, чертежи не закупались, так что с качеством не все ладилось, тем не менее, уже в 1939 г. тема «бьюика» была продолжена в ЗИС-102, но вскоре образцом выбрали Packard.

До войны Buick успел обновить модельный ряд, что помогло вслед за авиадвигателями в войну, нажиться на старье сразу по ее окончании. А в 1953 г. увидел свет новенький Buick с огромными клыками. Правда, стилисты GM вскоре спохватились и к концу 50-х гг. и укротили зверя, который стал приземистым, просторным светлым, как и все его конкуренты.

И все равно Buick имел «лицо» насупившего брови хозяйственника и цветовую гамму, тяготевшую к черному пиджаков, красному ковров и бронзе дверных табличек.

Electra, Invicta и Le Sabre с 325-сильным двигателем V8 Wildcat почти не уступали в мощи «кадиллаку», хотя проигрывали ему 20 см. в длине. «Бьюики» козыряли турбинами, двухскоростными дворниками, а на Roadmaster ещё в середине 50-х было впервые применено панорамное остекление. И в 60-х «бьюики» не знали бед, но машина стала чем-то вроде американской «черной волги», что не замедлило сказаться на имидже. «Продавец «бьюиков», «владелец «бьюика», наконец «жена владельца «бьюика» и все его родственники до пятого колена стали предметом многочисленных медийных насмешек на предмет человеческой чопорности. Эти насмешки росли по мере омоложения Америки и ее модных стилей. Символично, что именно раскуроченный родительский Buick стал первой машиной, которую переделал легендарный Джордж Бэррис, будущий король американского тюнинга и создатель «бэтмобилей» и «машин времени». Несмотря на это в начале 70-х фирма чуть не подошла по годовому выпуску к заветному миллиону, но вскоре потеряла половину продаж из-за нефтяных потрясений. Попытки выпустить, что-то скромное вроде линии Skylark ещё ранее захлебнулись, и только к концу 70-х на рынок неожиданно выпорхнули залихватское купе Skyhawk и выглядевший скорее европейским, чем американским новый Century. Появись эти модели лет на пять раньше, многое можно было бы изменить. В следующие четверть века линия знала взлеты и падения, и в конце концов пришла к выпуску единственной модели. Издевки же по части «бьюиков» живут в штатовском фольклоре до сих пор.

Новости и материалы
В порту на Кубани ликвидировали открытое горение после атаки БПЛА
В России назвали определяющие месяцы 2026 года для СВО
В ЦАР сообщили о ликвидации баз боевиков перед выборами
В России зафиксировали рост случаев мышиной лихорадки
Персонаж Путина появился в спецвыпуске мультфильма «Простоквашино»
В аэропортах Москвы из-за непогоды задержали около 250 рейсов
«Шансов возглавить нет»: легенда сборной России о возможном тренерстве в Европе
Видео: в Москве авто влетело в собаку с пешеходом
Россиянам рассказали, как сэкономить на путешествиях в 2026 году
Названы 13 самых дефицитных автомобилей в России
Рубио призвал Камбоджу и Таиланд остановить войну
Экс-советник Кучмы раскрыл планы Зеленского в отношении Залужного
В Забайкалье пресечена деятельность незаконной майнинговой фермы
Юрист назвал штрафы за нарушение правил при запуске фейерверков
Защита передававшей деньги Долиной мошенникам курьера обжаловала приговор
Байдена «спрятали» на семейном рождественском фото
Отец подорвавшего сотрудников ДПС мужчины высказался о сыне
В Москве умер бывший замминистра обороны Юрий Садовенко
Все новости
Искусственный снег в спреях может навредить людям и животным. Как использовать его безопасно
Теперь вы знаете