Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Под знаком Девы

истоия названия мерседес

Фото: cocheclasico.com
16 сентября 1889 года в семействе Елинек появилась на свет девочка, чье имя стало синонимом респектабельности автомобиля.

Два сомнительных брака, племянница, ставшая Нобелевским лауреатом (Эльфрида Елинек - автор скандальной «Пианистки»), папа, считавшийся в войну австрийским шпионом, мачеха, подозревавшаяся как французская шпионка, и род одноименных автомобилей, репутацию которых не так уж часто ставят под сомнение. Все это укладывается в прелестное испанское слово «Мерседес».

Как Вы лодку назовете, так она и поплывет, - это поговорка как нельзя лучше подходит к истории бренда Mercedes, украшавшего, кстати, не только авто, но и яхты. В эпоху, когда автомобили называли или своими не слишком звучными фамилиями вроде Бьюик или томными аристократическими композициями вроде Пупкин-Задунайский, фирма Daimler зарегистрировала в качестве торговой марки изящное женское имя.

Конечно, новый бренд, прежде всего, пролоббировал Эмиль Елинек, один из соинвесторов Daimler (Мерседес - имя его дочки), однако Хорошо переводимое на все европейские языки имя, означавшее «милосердная» в переводе с испанского, отлично шло к переменам на авторынке.

Если в 80-х тон задавали немцы, подарившие миру надежные двигатели, то уже в 90-х XIX века инициатива перешла к французам, предложившим элегантные и удобные кузова. Но, главное, если раньше покупателем выступали влюбленные в технику оригиналы, любители диковинок и прочие городские сумасшедшие, то к началу века стало ясно, что основным покупателем в обозримое десятилетие станет аристократия. А кто лучше владел искусством покорения этой среды, чем французы!? Уже в 90-х годах партнеры начали дергать Бенца за рукав, показывая на изящные (хотя и не слишком надежные) французские игрушки. На фирме Даймлера, некогда передавшей Эмилю Левассору лицензию на двигатели внутреннего сгорания, теперь вынуждены были перейти на компоновочную схему, предложенную Panhard-Levassor. Кроме того, немцы недальновидно оформили патент на двигатель так, что множество европейских фирм начало выпускать «моторы Даймлер» без злого умысла.

Когда дело дошло до собственного экспорта выяснилось, что в Англии есть свой «Дэймлер», а в Австрии - свой.

К тому же на смену отцу пришел Даймлер-сын - Пауль, а, главное, готовился новый хит. Идея авто заключалась в том, чтобы придать победившей французской схеме (переднее расположение двигателя, привод на задние колеса, изящество в каждой детали, общая грация кузова) с немецкой основательностью и мощью. Вместе должно было появиться авто, одинаково хорошо чувствующее себя на парижской улице и способное выжить там, где улиц нет вообще. То что получилось, стало известно под именем Mercedes 35 HP: четырехцилиндровый двигатель мощностью в неслабые 35 л.с. легкая, низко «посаженная» штампованная рама (не в пример тяжелым, но надежным «немцам»), переключение скоростей, электрическое зажигание, распределительный вал для впускных клапанов (ранее они открывались под действием разряжения в цилиндре) и общее оптимальное решение по формуле надежность/комфорт/внешний вид.

Вывести такое авто на рынок на рубеже веков был «ход конем», но современному авто нужно было современное имя. Его и продвинул инвестор, вдохновивший конструкторов на новое авто.

Мария де лас Мерседес Елинек родилась 11 сентября 1889 года в Бадене. Испанское имя было связано с испанскими корнями матери. Отцом девочки был успешный австро-венгерский бизнесмен Эмиль Елинек, вскоре генеральный консул Австро-Венгрии в Ницце. В 90-х он стал крупным продавцом авто, в основном французских марок, и 1897 г. продал около 140 штук. Он был помешан именно на любимице Мерседес (хотя у него было семь детей) и старался назвать ее именем и виллу и машины, которые продавал. Начав приобретать авто Даймлера, он вскоре вошел в бизнес Даймлера-сына - Пауля, договорившись в 1900 году, что в обмен на инвестиции в 550 тысяч золотых марок Вильгельм Майбах сможет для «Даймлер» разработать новаторский автомобиль.

Если верить легенде Елинек говорил о проекте: «мне не нужен автомобиль, рассчитанный на сегодня или на завтра, мне нужно авто из послезавтра».

Новому члену правления перешли права на продажи машин фирмы во Франции, Австрии и США, а равно и право инициировать ребрендинг. «Как бы Вы не назвали его, а Австрии «даймлеры» будут продаваться как «мерседес» - угрожал на правление Эмиль Елинек, когда речь зашла о бренде для новинки 35 HP. 2 апреля 1900 г. правление «Даймлер Моторен Гезельшафт» уступило. Немецкое, но скорее испанское, аристократичное, но динамичное «Мерседес» очень подошло авто. 22 декабря первый из Mercedes 35 HP прибыл в Ниццу и был продан барону Ротшильду, а 26 сентября 1902 фирма «Даймлер-Моторен-Гезельшафт» (DMG) официально зарегистрировала «Мерседес» своей торговой маркой. Елинек не угомонился: в 1903 года ему было официально разрешено сменить свою фамилию на Елинек-Мерседес. Забавно, что сама девушка была равнодушна к автомобилям, и запомнилась современникам неплохими вокальными данными и не очень удачными браками. Она скончалась в 39 лет от туберкулеза. В 1926.