ГАИ объявила войну «американцам»

Фото: Reuters
Владельцы американских машин неожиданно оказались вне закона. С 1 января их подкарауливают гаишники и вымогают деньги, угрожая лишением прав за оранжевые передние габариты и красные задние поворотники, не соответствующие Правилам дорожного движения. Автовладельцы уже готовят акцию протеста.

С 1 января вступили в силу поправки Правила дорожного движения, уточняющие в том числе расцветки осветительных приборов автомобилей. До начала применения закона в Госавтоинспекции то ли не разобрались с изменениями в ПДД, то ли лукавили, когда убеждали водителей, что нововведения только «формально приводят в соответствие правила и ГОСТы» и что «новых штрафов и репрессий эти изменения не понесут», потому что в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) не были добавлены соответствующие статьи. Оказалось, в КоАП есть достаточно статей, под которые можно подвести несоответствие светотехники и другие несоответствия, возникшие в результате спешно внесенных в законы поправок.

Например, нашлась статья для наказания родителей, которые возят своих детей без детских кресел и «других средств, позволяющих пристегнуть ребенка ремнем безопасности», — их можно наказать на 100 рублей за «нарушение правил перевозки людей». «Чтобы выполнить правила, не обязательно покупать детское кресло, достаточно подложить ребенку под попу пуховую подушку, и ремень будет проходить не по шее, а по груди ребенка», — считает начальник отдела административной практики и дознания ГАИ России Владимир Кузин. Родителям совсем маленьких детей он не нашел, что посоветовать.

Но больше всего по новым правилам досталось владельцам американских машин.

Незаконной оказалась светотехника почти всех американских машин, попавших в Россию из Северной Америки неофициальными путями, то есть минуя сеть дилеров американских производителей. На интернет-форумах, посвященных американским машинам, теперь обсуждают только вымогательство взяток за езду с оранжевыми передними габаритами и красными задними поворотниками. «Меня остановили на пересечении Алтуфьевского шоссе и МКАД, хотели отобрать права за то, что у меня «фары не того цвета». Я пытался сначала объяснить, что я машину с этими фарами купил и что не подозревал, что они чему-то там не соответствуют, — рассказывает один из участников форума. — Мне предложили откупиться за $200. Успокоились, правда, и на 1000 руб.». Есть так же сообщения и об изъятии прав, и о передаче дел в суды.

По словам Владимира Кузина, действия гаишников абсолютно правомерны. «Езда с оранжевыми габаритами попадает под статью 12.5 КоАП, — сказал Кузин, — где четко сказано, что к эксплуатации не допускается автомобиль, на передней части которого установлены световые приборы, цвет и режим работы которых не соответствуют требованиям основных положений по допуску транспортных средств. За это нарушение предусмотрено лишение прав от полугода до года с конфискацией приборов». Правда, каким образом гаишники будут «конфисковать приборы», то есть выкручивать фары, он объяснить не смог.

Впрочем, высокопоставленный гаишник по-прежнему утверждает, что за задние поворотники красного или даже синего цвета наказать пока никак нельзя.

«Избежать наказания можно, только переоборудовав световые приборы, чтобы они соответствовали и ГОСТам и правилам», — говорит Кузин. При этом он считает, что в обязанности ГАИ не входят функции заблаговременного предупреждения водителей о необходимости поменять фары, габариты или поворотники. «Пропаганда не входит в задачи ГАИ», и «незнание закона не освобождает от ответственности», говорит милиционер.

Стандарты, устанавливающие правильный цвет фар, действительно приняты давно. И в июле, после принятия поправок в КоАП, гаишники уже могли начать наказывать владельцев «американок». Но не делали этого, как считает питерский правозащитник Зануда, «потому что читать такие сложные документы, как ГОСТ, они не умеют и узнали об этой лазейке только после того, как прочитали изменения в правилах». «Чтобы не связываться с гаишниками, которые теперь наверняка не оставят владельцев «американок» в покое, нужно, конечно, переделать фары. А тем, кто уже попался и чье дело направили в суд, можно попытаться выиграть его», — считает Зануда.

Правозащитник советует сказать судьям, что цвет фар на машине вполне законный, а инспектор плохо различает цвета, то есть дальтоник.

Действительно, ведь инспектор определял цвет фонарей на глаз, а не с использованием специального прибора, внесенного в Госреестр измерительных средств и прошедшего поверку в Госстандарте. «Не у каждого судьи найдет понимание такое обоснование, но это единственный шанс не остаться пешеходом», — убежден правозащитник.

Переделать свет в стандартный на американской машине можно практически в любом автосервисе и пока без очередей. В техцентре клуба «Авто Америка» «Газете.Ru» сказали, что «сейчас заказов на замену поворотников немного, но люди постоянно интересуются возможностью провести эти работы и их стоимостью».

Полная замена световых приборов на машине, по словам сервисменов, около $50–150 в зависимости от марки машины.

Менеджер по запчастям автосервиса «Клуба американских автомобилей» Михаил Проскуряков говорит, что не совсем понимает, на что можно поменять фары на некоторых моделях машин. «Например, для Ford Taurus или Cadillac в природе не существует оранжевых поворотников», — сказал Проскуряков.

В некоторых конференциях уже началась организация акции протеста «против ущемления прав владельцев американских машин». О возможности проведения акции «ущемленными» родителями детей до 12 лет пока ничего не известно, хотя таковых в России, безусловно, больше, чем владельцев «американок» с неправильными поворотниками.