Ставки транспортного налога устанавливают местные законы, опираясь на примерные цифры, приведенные в Налоговом кодексе РФ. Они могут увеличиваться или уменьшаться, но не более чем в пять раз. Действующие сегодня тарифы были приняты еще в 2003 году и с тех пор не пересматривались, а значит, по мнению депутатов, «бесконечно устарели».
Законопроект предусматривает повышение с 2006 года налоговых тарифов на легковые машины в 1,3–2,8 раз, на грузовые автомобили – в 1,7–1,8 раза, на автобусы – в 1,7 раза, а по прочим транспортным средствам – мотоциклам, самолетам, катерам, гидроциклам, яхтам – в 2–4 раза.
Закон вызвал множество споров в Мосгордуме. Особенно в части, отменяющей льготы на транспортный налог для автомобилей мощностью меньше 70 л. с., за которые сейчас платить налог не надо. Причиной споров стали не только малоимущие граждане, которым и 300 лишних рублей в год трудно найти, но и тезисы московского правительства, которое уговаривает горожан пересесть на «более экологичные» маленькие машины. Законодатели остановились на компромиссном решении – одна малолитражка для одного владельца налогообложению подлежать не будет. А вторая будет отягощена налоговой нагрузкой в 5 рублей с каждой «лошади». «Город таким образом стимулирует снижение потребления топлива и, как следствие — снижение уровня выбросов в атмосферу», — считает депутат Александр Крутов.
В остальном же законопроект сильных изменений не претерпел. И уже с 2006 года за вазовскую «девятку» или Hyundai Gets (машину мощностью от 70 до 100 л. с.) нужно будет заплатить 525 руб. в год (по 7 рублей за каждую лошадь вместо пяти рублей). Volkswagen Passat или Ford Focus (автомобили мощностью 100–150 л. с.) обойдутся примерно в 2500 руб. (20 рублей за каждую силу вместо 15).
На самые мощные машины ставки увеличили в разы.
За Mercedes или Mazda 6 (не в самой бедной комплектации, то есть 150–200 л. с.) нужно будет платить в год около 5500 руб. (по 30 рублей вместо 20). За Audi TT (200–250 л. с.) придется выложить больше 11 тыс. (по 50 рублей, а не 25 как сейчас). Дороже всего владение машиной обойдется хозяевам монстров, у которых под капотом больше 250 л. с.: вне зависимости от года производства и стоимости машины они заплатят по 100 руб. за каждую «лошадку» (сейчас 35 руб.), то есть годовой налог за мощные машины будет начинаться с $900.
Налог на мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 20 л. с. составит по 5 руб., от 20 до 35 л. с. – по 10 руб. с лошадиной силы, а свыше 35 л. с. по 32 руб. за одну лошадиную силу. Владельцы зарегистрированных в Москве яхт и других парусных моторных судов с мощностью двигателя до 100 л. с. будут платить по 80 руб. с каждой лошадиной силы, а свыше 100 л. с. – по 160 руб.
Раньше сбором транспортного налога, который полностью идет в городской бюджет на строительство и содержание дорог, занималась ГАИ. С 2003 года эти обязанности перешли к Налоговой инспекции. Последние два года государственные структуры создавали единую информационную базу по автомобилям и их владельцам. Из-за технических трудностей работа затянулась. Теперь уже почти все готово – налоговики успевают рассылать извещения по адресам владельцев, начинают своевременно получать деньги или передавать дела неплательщиков в суды . Московское правительство, сообразив, что система сбора уже отлажена и работает, вспомнило, что горожане в последнее время разбогатели, и решило повысить тарифы.
Если законопроект будет принят в третьем чтении, новые тарифы вступят в силу с 1 января 2006 года. Но оплачивать извещения с новыми расценками придется в январе 2007-м, когда Налоговая инспекция разошлет их по адресам владельцев.