На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Чудо-техника из Прибалтики: соседи России создают новое оружие

Эксперт оценил план стран Прибалтики разработать свою бронемашину

Эстония, Латвия и Финляндия подписали техническое соглашение о совместной разработке бронетехники. Эстония считает этот проект средством для запуска национальной оборонной промышленности и поддержания своей обороноспособности на требуемом уровне после глобального коронавирусного кризиса.

Новое соглашение позволяет Эстонии продолжить свое участие в трехсторонней программе. В ее рамках будут определены требования для потенциальной закупки парка бронированных автомобилей. При этом комплектующие для них будут производиться во всех трех странах, говорится в заявлении министерства обороны Эстонии, сообщает Defense News.

«Мы должны помнить, что нашей главной целью является разработка платформы, которая отвечает требованиям сил обороны Эстонии по наиболее выгодной цене», — заявил постоянный секретарь военного ведомства страны Кристьян Прикк.

«Мы видим большой потенциал в этом проекте, тем более что мы уже вовлечены в фазу разработки, что является наилучшим способом обеспечения того, чтобы в конечном итоге у нас было оборудование, отвечающее нашим потребностям», — добавил он.

Эстония граничит с Россией, как и два других участника программы – Финляндия и Латвия.

Эти страны «обеспокоены возможностью российского военного авантюризма вдоль границ Москвы с Западом», пишет Defense News.

А в связи с тем, что пандемия COVID-19 наносит ущерб национальным экономикам и испытывает на прочность международные альянсы, некоторые военные эксперты полагают, что причин для беспокойства может быть еще больше, когда «пыль осядет».

На встречу новому

Техническое соглашение, подписанное в начале апреля, примерно соответствует содержанию письма о намерениях, подписанному в декабре прошлого года, в котором были изложены более широкие параметры этого совместного проекта.

Эстония стремится заменить свои 140 бронеавтомобилей Pasi, изготовленных финской Patria, и впервые сошедших с конвейера в 1980-х годах.

Бронетранспортер Pasi, или XA-180 создан финской фирмой Sisu в начале 1980-х годов. Использует доработанную базу коммерческого грузового автомобиля Sisu SA-150. Серийное производство XA-180 ведется с 1983 года, всего было выпущено около 1000 машин этого типа в различных вариантах. Является основным бронетранспортером финской армии, также поставлялся на экспорт в ряд других государств.

По данным министерства обороны Эстонии, срок эксплуатации этого парка боевых бронированных машин закончится в 2024 году.

По словам официальных представителей военного ведомства страны, первые результаты разработки прототипа нового автомобиля должны проявиться уже в этом году.

«Для нас важно, чтобы подобное международное оборонное сотрудничество, которое имеет очень четкие экономические измерения, продолжалось», — сказал Прикк.

«В нынешнем кризисе также важно, чтобы мы продолжали укреплять наш оборонный потенциал и, если возможно, закладывать основы для создания новых рабочих мест или сохранения существующих в секторе оборонной промышленности Эстонии», — добавил он.

Эстония спасает экономику

Десяток эстонских предприятий во главе с фирмой Milrem уже приступили к созданию консорциума. Они примут участие в общем тендере Эстонии, Финляндии и Латвии по закупке бронетехники, а по возможности и сами начнут производство такой техники в стране, сообщает эстонское издание ERR.

«Эстонские предприятия объединились и продемонстрировали четкое желание участвовать в этом проекте», — заявил ERR исполнительный директор Эстонского союза оборонной промышленности Тармо Рянисоо, добавив, что предприятия предложили министерству обороны страны два варианта участия в тендере.

«Первый вариант: созданный консорциум приобретает лицензию Patria на производство бронемашин в Эстонии, на составление цепочки поставок вместе с дизайном необходимых модификаций и обеспечение развития в Эстонии», — рассказал изданию ERR Рянисоо, отметив, что такой вариант потребует напряженных переговоров с представителями Patria и других стран.

«Если это будет слишком дорого, то эстонский консорциум мог бы сам разработать соответствующий потребностям Эстонии бронетранспортер 6x6. Необходимая компетенция у эстонской оборонной промышленности есть», — заверил исполнительный директор.

По данным ERR, к проекту во главе с Milrem AS подключились Baltic Marine Group, Cybernetica AS, Baltflex AS, OÜ Nordic Armoury, OÜ Bristol Trust, Merrem Tööstusplast OÜ, Heavy Industries Estonia OÜ, Toci OÜ и Torm Metall OÜ. Участвовать могут и другие эстонские предприятия.

Участники проекта хотели бы удерживать до 70% стоимости производства бронетранспортеров и цепочки поставок в Эстонии, обеспечивая как сохранение рабочих мест, так и создание новых.

Представитель предприятия Milrem сообщил, что подготовка к участию в тендере продвинулась далеко, имеется реальная машина, с которой консорциум собирается выступить, а также произведены необходимые подсчеты стоимости проекта и инвестиций. Объем закупки составил бы сотни миллионов евро.

По словам исполнительного директора Союза оборонной промышленности, если бы Эстония приобрела в рамках тендера сотню или больше бронетранспортеров на 30-40 лет, это означало бы весьма большие затраты.

Стоимость одной машины выражается шестизначными, а то и семизначными числами.

«Обслуживание в течение 30-40 лет также стоило бы миллионы», — рассказал Рянисоо.

Представители консорциума намерены встретиться с руководством завода Patria в мае. «Мы должны будем принять решение, производить какую-то часть бронетранспортера в Эстонии или же эстонские предприятия выступят с конкурирующим предложением относительно производства бронемашин», — объяснил Рянисоо.

Он отметил, что в планах консорциума — создание бронемашины, с производством которой справилась бы и эстонская промышленность. Министерство обороны страны проект одобряет.

Подведомственный военному ведомству Эстонии Центр оборонных исследований также относится к планам предприятий благосклонно.

«Совместно с Латвией мы поставили условием проекта участие в нем местных оборонных предприятий. Также мы попросили представителей завода Patria сделать конкретное предложение, каким образом можно привлечь эстонскую оборонную промышленность», — сообщил директор Центра оборонных исследований Кусти Сальм.

«В то же время мы лишь в начальной фазе проекта. Первая цель — получить соответствующую требованиям Эстонии платформу по максимально выгодной цене», — добавил он.

«Поставка новой техники — всегда сложный процесс, в котором следует считаться с требованиями и этапами тендера разных стран. Для Эстонии это значит, что решение о замене используемых сейчас бронетранспортеров будет принято в рамках составляемой сейчас программы развития государственной обороны, а не только в рамках договоренностей между странами», — объяснил пресс-секретарь министерства обороны Роланд Муроф.

Амбиции против реальности

«Мы видим, что главная забота эстонских партнеров финской компании Patria в рамках данного проекта – задействовать свои предприятия и получить технику минимальной стоимости. Очевидно, что нет и речи о разработке какой-то новой бронированной колесной платформы «с нуля», – рассказал «Газете.Ru» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

По мнению эксперта, скорее всего, будет выбран максимально простой и дешевый вариант известной финской бронемашины Patria AMV модульной компоновки (колесная формула 8×8), но с колесной формулой 6×6.

На примере Польши, выпускающей бронемашины Rosomak (Patria AMV) по финской лицензии, можно предположить выбор в пользу варианта, близкого Rosomak-R2 — машины с колесной формулой 6×6, с дистанционно управляемым боевым модулем, вооруженным 12,7-мм пулеметом.

Как сказал собеседник издания, такие опции, как дополнительное бронирование, боевой модуль с автоматической пушкой и/или ПТУР, комплекс активной защиты, резко увеличивают стоимость и вряд ли будут востребованы эстонскими заказчиками.

«Известно, что в базовой версии Patria AMV стоит около $1,5 млн. Желание эстонских заказчиков получить машину с ценником менее семизначного выглядит патриотично, но нереализуемо», — заметил Виктор Мураховский.

«Про боевые свойства в этом случае говорить не приходиться — они более чем скромные. Без пакета дополнительного бронирования такие машины «прошиваются» российскими 30-мм автоматическими пушками и 14,5-мм пулеметами БМП/БМД/БТР на дистанции действительного огня со всех ракурсов», — заключил Виктор Мураховский.

Новости и материалы
Двое жестоко избили мужчину и его спутницу в Калининграде и это попало на видео
Россиянам рассказали, как интровертам провести праздники
Врачи организовали дежурство в подмосковном пансионате, где массово отравились люди
В США анонсировали обнародование файлов по делу Эпштейна
Российский фигурист заявил, что за него болеют даже за океаном
СМИ сообщили об отказе Лондона от использования активов России для помощи Киеву
На военной базе в США произошла стрельба
Россиянин поссорился со знакомым и избил его арматурой
Разведка США все еще делится информацией с Украиной
Эксперт раскрыл последствия удара по мосту в Одесской области для Украины
Выросло количество пострадавших в подмосковном пансионате
Легенда ЦСКА: Сафонову надо дать героя Франции за подвиг
Карлсон рассказал о противниках выдвижения Вэнса на пост президента
Квартира девушки сгорела из-за клеевого пистолета, которым она делала новогодние игрушки
Кабмин разрешил Минобороны России прекратить сотрудничество с рядом западных стран
Россиян предупредили об опасных вирусах на пиратских сайтах и YouTube
В Европарламенте заявили, что у ЕС нет денег на бесконечное финансирование Киева
Известный блогер назвал вратаря «ПСЖ» Сафонова мразью
Все новости