Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Злобный актор»: как США и Россия будут биться за Азию

США представили новую военную стратегию для Индо-Тихоокеанского региона

В Сингапуре прошел саммит «Шангри-Ла Диалог», в ходе которого США представили свое видение проблем безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Страны, которые Вашингтон воспринимает как угрозы, те же: Китай, Россия и КНДР. А смысл своей стратегии в регионе США рассматривают только в защите собственных интересов. При этом Россию интересует и другой аспект — размещение «Иджис Эшор» в Японии. Военный обозреватель «Газеты.Ru» Михаил Ходаренок разобрался в деталях завершившегося саммита.

В начале июня в Сингапуре прошел Азиатский саммит по безопасности «Шангри-Ла Диалог». Это ежегодный межправительственный форум по безопасности, проводимый независимым аналитическим центром — Международным институтом стратегических исследований (IISS).

В этом году форум отметился рекордным числом участников за свою историю: всего на «Шангри-Ла Диалог» были 44 правительственных делегации из 57 государств и территорий мира, зарегистрированы более 600 делегатов, из них 22 министра обороны. Форум получил свое название от Shangri-La Hotel (Отель Шангри-Ла) в Сингапуре, где он проводится с 2002 года.

Вместе с тем почти половина стран, представляющих западную часть Индийского океана и Восточную Африку, на форум приглашены не были.

Китай, Россия и КНДР — главные угрозы для США

С большой речью на форуме выступил исполняющий с 1 января 2019 года обязанности министра обороны США Патрик Шэнахэн. Слово «Китай» глава Пентагона употреблял в ходе своего выступления минимум два раза в минуту, а то и чаще. При этом слышались и ненависть, и негодование, и упреки, и одновременно уважение к этой стране. И это неудивительно.

Китай в настоящее время — политический гигант со второй экономикой мира. От Пекина сегодня очень много зависит — и в мировых экономических процессах, и в плане стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и не только в нем.

Глава Пентагона в ходе форума официально представил новую военную стратегию для Индо-Тихоокеанского региона. В качестве угроз и вызовов на первом месте в этой стратегии размещен Китай, который, по мнению разработчиков документа, является основной ревизионисткой силой. В этой связи упомянуты проблемы, связанные со спорными территориями, милитаризацией ряда островов, на которые претендует Пекин, применением НОАК технологий отказа в доступе, а также использованием экономических инструментов в качестве операций влияния.

Второй вызов для США — это Россия, которая названа не иначе как «оживленным злобным актором» (Revitalized Malign Actor).

Выражено сожаление, что, несмотря на введенные Западом санкции и замедление экономического роста, Москва продолжает модернизировать свои Вооруженные силы, включая стратегические ядерные силы, системы отказа в доступе и расширение зоны полетов дальней авиации. Авторы стратегии делают вывод, что Москва хочет перезапустить свое присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе и проводить там акции глобального влияния, чтобы подорвать лидерство США и международный правовой порядок.

В тройке вызовов для США есть и КНДР, названная государством-изгоем. Она, как и Россия, тоже попала в список по причине проведения собственной политики на международной арене.

Соединенные Штаты признают, что Вашингтону в одиночку не справиться с указанными вызовами, и утверждается, что США вынуждены искать союзников и партнеров для реализации своей новой военной стратегии для Индо-Тихоокеанского региона.

Смысл новой военной стратегии для Индо-Тихоокеанского региона заключается в защите интересов только США и избранных ими стран.

КНР и Россия последовательно выступают против реализации этой стратегии.

Безопасность — одна на всех

Москва придерживается точки зрения, что есть АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии — политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация; есть совещание министров обороны стран АСЕАН («СМОА плюс») и диалоговых партнеров. И ломать и переформатировать уже сложившееся взаимодействие и порядок не нужно.

Это уже устоявшиеся форматы, а, к слову говоря, такого термина, как Индо-Тихоокеанский регион, в Организации Объединенных Наций нет. Словом, Москва настаивает на том, что все, что создано ранее, не трогать, и выступает за глобальную архитектуру безопасности, формирование единого пространства безопасности, безопасность внеблоковую, неделимую и не в ущерб каким-либо странам.

Государственный советник и министр национальной обороны КНР генерал-полковник Вэй Фэнхэ в ходе сингапурского форума излучал дружелюбие по отношению к России. Москва и Пекин в настоящее время по большей части политической повестки идут нога в ногу.

В то же время Вэй Фэнхэ очень жестко выступил в ответ на выступление Патрика Шэнахэна в ходе «Шангри-Ла Диалога».

Министр обороны Китая сказал, что свои национальные интересы Пекин в Южно-Китайском море и в вопросах, касающихся Тайваня, будет отстаивать очень жестко, всеми доступными ему способами и мерами.

Что касается территориальных споров в Южно-Китайском море, участниками которых являются Китай, Вьетнам, Бруней, Малайзия, Тайвань и Филиппины, то Москва в этом вопросе не поддерживает никого — «разбирайтесь сами», считают в Кремле.

Споры о Курилах

Говоря о ближайших союзниках США в регионе, нельзя не сказать несколько слов о Японии. Тем более, в конце мая 2019 года состоялась четвертая по счету встреча министров обороны и иностранных дел в формате «два плюс два», на которой главы оборонных ведомств и внешнеполитических структур обсудили широкий круг вопросов безопасности. Предыдущие встречи проходили в 2013, 2017 и 2018 годах. Подобный формат существует у России еще с Францией и Италией, правда, последнее время эти контакты несколько «заморожены».

Некоторые политологи считают «два плюс два» не совместным форматом, однако на самом деле он очень понятен и хорошо работает на практике. Как бы там ни было, в ходе последней встречи японцы упрямо твердили свое, не боясь при этом настроить партнеров на отрицательный лад. Для японцев только одна истина — «Соединенные Штаты являются оплотом мира и стабильности в регионе», и они каждую встречу начинают именно с этой фразы.

На территории Японии находятся 140 американских военных объектов. К тому же, правительство Японии приняло решение принять на вооружение два американских комплекса «Иджис Эшор». Чтобы защитить всю территорию Японии от баллистических ракет КНДР, эти системы будут развернуты в префектурах Акита и Ямагути. Начало эксплуатации запланировано на 2023 год.

Как известно, устройства для вертикального пуска ракет Mk41, которыми оснащены «Иджис Эшор», без каких-либо затруднений могут быть использованы как пусковые установки крылатых ракет типа «Томахок», тем более что американские войска будут участвовать в эксплуатации «Иджис Эшор». То есть в принятии решений по боевому применению этих систем Япония не будет абсолютно самостоятельной стороной.

Тем не менее, японцы уверяют, что «Иджис Эшор» — исключительно оборонительное оружие и они не собираются нападать на кого-либо. Но, как бы там ни было, для Москвы наличие таких объектов на территории японских островов — угроза, и эти два объекта станут целями для первоочередного удара со стороны российских Вооруженных сил. И в Токио должны это сознавать со всей возможной отчетливостью.

Надо отметить еще одну характерную деталь визитов официальных российских делегаций в Японию. Уже на пути следования кортежа автомобилей с россиянами из токийского аэропорта Нарита практически на каждом придорожном столбе развешаны мощные динамики и оттуда несется: «Россия, верни наши северные территории!» Японская сторона, правда, утверждает, что это инициатива гражданских активистов, а не властей государства.

Тем не менее, в этом году Москва и Токио согласовали план военного сотрудничества, который включает 34 мероприятия, в основном взаимного обмена делегациями. На 15 июня в акватории залива Петра Великого запланировано совместное учение по поиску и спасению людей на море, в декабре — антитеррористическое учение в Аденском заливе. А на фестиваль «Спасская башня» японцы пришлют свой военный оркестр.

Что касается военной деятельности на Курильских островах, то японской стороне было твердо заявлено — на своей национальной территории Россия будет делать то, что считает нужным.

А вот японские Силы самообороны находятся на устойчивом пути трансформации в полноценные вооруженные силы, и даже — этого нельзя исключать — вплоть до отмены безъядерного статуса.

Новости и материалы
В США раскритиковали заявление генерала Ходжеса о ядерном оружии РФ
Солистка группы «Чи-Ли» пожаловалась на выгорание из-за славы
ВСУ атаковали Белгородскую область дроном-камикадзе
Экс-наставник «Спартака» номинирован на приз лучшему тренеру сезона АПЛ
Назван потенциальный преемник Тима Кука на посту главы Apple
Названы препараты, повышающие риск развития опухоли мозга
На Красной площади заметили потерянный участником парада Победы ботинок
Бастрыкин заинтересовался отравлением годовалого ребенка наркотиками матери в Москве
Воздушная тревога объявлена в ряде регионов Украины
США и Британия обсудили стратегические санкции против России
Украинцев предупредили о подорожании цен на электричество
В Германии назвали собаку Лукашенко «отвлекающим маневром» на параде Победы
Российский флаг появился в небе над Францией
Петербургская пенсионерка пообщалась с мошенниками и лишилась 7,2 млн рублей
Несколько сотен человек приняли участие в акции «Бессмертный полк» в Берлине
Эрдоган призвал Россию и Украину вернуться к переговорам
Tesla заморозила наем новых сотрудников
«Ангел» Victoria's Secret задала тренд на бикини-«ниточки»
Все новости