Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сирия не важна: для чего Израиль бережет F-35

Почему Израиль побоялся отправить F-35 на операцию в Сирию

ВВС Израиля продолжают анализировать причины поражения 10 февраля истребителя F-16 зенитной управляемой ракетой, запущенной подразделениями ПВО Сирии. Однако у экспертного сообщества вызывает удивление тот факт, что Израиль не создал в этом бою элемента внезапности и не решился на боевое применение своего самого нового истребителя 5-го поколения F-35I, выполненного по технологии «стелс».

В начале декабря 2017 года военно-воздушные силы Израиля объявили о так называемой начальной оперативной готовности девяти F-35, поступивших на оснащение ВВС этой страны. Местные жители, проживающие в окрестностях авиабазы «Неватим» на юге Израиля, где дислоцируются новейшие самолеты-невидимки F-35, неоднократно сообщали об интенсивной боевой подготовке самолетов этого типа, пишет Defense News.

Тем не менее, ни один из боеготовых F-35 так и не принял участие в ракетно-авиационном ударе по иранскому центру управления в центральной Сирии. Отсюда, по данным израильской разведки, осуществлялось управление беспилотными летательными аппаратами Shahed-171 и Shahed-129. Израиль утверждает, что эти беспилотники неоднократно нарушали воздушное пространство еврейского государства.

Более того, новейшие F-35 не получили никакой боевой задачи даже тогда, когда ВВС Израиля нанесли волну ударов по 12 сирийским и иранским объектам в ответ на уничтожение F-16.

Как отметил начальник штаба ВВС Израиля бригадный генерал Томер Бар, эти удары по целям в Сирии стали крупнейшей операцией израильских ВВС против сирийских систем ПВО со времен Первой ливанской войны 1982 года (операции «Мир Галилее»).

Почему F-35 так и не приняли участия в бою

Аналитики не исключают возможности, что дорогостоящие истребители F-35, выполненные по технологии «стелс», действительно, слишком драгоценны для боевого применения в подобных случаях. Или, возможно, израильские ВВС недостаточно уверены в самолете, или сомневаются в уровне летного мастерства пилотов по управлению истребителями 5-го поколения.

Учитывая заявления Сирии и союзнической ей «Хезболлы», что у них припасено для израильских самолетов много неожиданностей, должен ли Тель-Авив рисковать истребителями 5-го поколения, или, может быть, полагают местные эксперты, военно-воздушные силы Израиля решат использовать эти боевые машины в следующий раз.

Официальный ответ на все эти вопросы получен так и не был. Представитель Сил обороны Израиля подполковник Джонатан Конрикус отказался комментировать эту ситуацию.

Неофициально бывшие израильские чиновники Военно-воздушных сил сформировали целый спектр объяснений и догадок, среди которых числятся и недостаточный опыт эксплуатации F-35, и тот факт, что к настоящему времени так и не удалось интегрировать израильские авиационные средства поражения в F-35 и тем более разместить их во внутренних отсеках истребителя 5-го поколения.

Кроме того, они объяснили неприменение F-35 необходимостью держать эти самолеты в стратегическом резерве в случае боевого применения против значительно более сильной системы ПВО гипотетического противника.

Почему Израиль потерял F-16

Однако практически все в Израиле признали (в основном на условиях анонимности и из-за продолжающегося расследования утраты F-16), что военно-воздушные силы страны неверно оценили обстановку. Они не ожидали столь действенного ответа со стороны ПВО Сирии.

По израильским самолетам открыл огонь ветеран SA-5 (С-200ВЭ) — зенитная ракетная система дальнего действия еще советских времен. Эти ЗРС поставлялись в Сирию в первой половине 1980-х годов. По состоянию на 2016 год на вооружении ПВО Сирии находились две группы зенитных ракетных дивизионов С-200ВЭ.

Кроме того, участие в боевой стрельбе принял сравнительно свежий ЗРК SA-17 («Бук-М1-2», 9K37M1-2, или по классификации МО США и НАТО — Grizzly) — зенитный ракетный комплекс средней дальности.

В настоящее время неизвестно, какой именно комплекс внес наибольший вклад в поражение F-16, но факт остается фактом — Израиль не только потерял свою первую боевую машину за 36 лет, но и был нанесен серьезный удар по имиджу непобедимой израильской авиации.

«Это первая достоверная потеря боевого самолета ВВС Израиля от огня ПВО противника с 20 ноября 1983 года, когда израильский истребитель IAI Kfir C.2 был сбит зенитным артиллерийским огнем палестинских сил над Ливаном», — рассказал «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

По словам эксперта, для ПВО Сирии это, видимо, первый подтвержденный сбитый израильский боевой самолет с 24 июля 1982 года, когда сирийские зенитные ракетные системы (предположительно, ЗРК 2К12 «Квадрат») сбили над долиной Бекаа в Ливане самолет McDonnell F-4 Phantom II ВВС Израиля.

Израильский SPICE

Создан опасный прецедент, поэтому многие в Израиле задаются вопросом, а где был в это время F-35? «В то же время специалисты были уверены, что в том ударе истребители F-16 без проблем вернутся после выполнения боевого задания на аэродромы вылета, как это было много раз прежде», — заявил отставной генерал-майор военно-воздушных сил Израиля.

Другой бывший чиновник ВВС предположил, что вооружение, которое Израиль использовал в ударе по аэродрому Т-4 в центральной Сирии, еще не было интегрировано во внутренний отсек истребителя F-35. «Если его подвесить на подкрыльевых пилонах F-35, то истребитель 5-го поколения потерял бы одно из своих самых главных качеств — малую радиолокационную заметность», — уверен он.

Силы обороны Израиля официально отказались назвать, какое управляемое ракетное оружие использовалось в первоначальном ударе по иранскому центру командования и управления, но во многих источниках было указано, что на этот раз был применен комплект высокоточного оружия SPICE (Smart, Precise Impact, Cost-Effective — интеллектуальный, точного воздействия, экономичный).

«Израильская компания Rafael Advanced Defence Systems начала работу над высокоточным вооружением класса «воздух-земля» еще в начале 1960-х годов», — пояснил «Газете.Ru» Константин Макиенко.

Первый комплект для высокоточного наведения обычных бомб компания Rafael разработала в 1990-е годы, напоминает эксперт, и именно это семейство получило обозначение SPICE.

Семейство SPICE включает автономные средства поражения «воздух-земля», применяемые вне досягаемости средств поражения, способные уничтожать цели с высокой точностью даже при массированном бомбовом ударе по площадям.

В комплектах SPICE используются современные методики навигации, наведения и самонаведения с целью достижения точного и эффективного уничтожения особо важных целей противника с круговым вероятным отклонением (КВО) всего три метра.

SPICE может работать в любое время суток и при любой погоде, они прошли проверку в боевых условиях и стоят на вооружении израильских ВВС и нескольких зарубежных заказчиков.

Первым был разработан комплект SPICE-2000, предназначенный для универсальных и бетонобойных 900-кг бомб, в частности, Мк84, RAP-2000 и BLU-109. SPICE-2000 имеет дальность действия 60 км. Следующим был разработан комплект SPICE-1000, который устанавливается на универсальные и бетонобойные бомбы массой 1000 фунтов (454 кг), например, Мк83 и RAP-1000.

SPICE-1000 обеспечивает дальность действия 100 км. Израильские ВВС получили на вооружение их в конце 2016 года.

Решили не рисковать

Что касается боевого применения F-35, то высказывалась и такая версия, что Вашингтон, возможно, препятствовал или даже наложил вето на использование Израилем F-35 из-за озабоченности, что российские и иранские специалисты в Сирии могли в первую очередь собрать информацию о радиолокационном портрете этого истребителя. Однако не все разделяют эту точку зрения.

«Это было бы очень маловероятно и создало бы опасный прецедент, — сказал бывший американский посол в Израиле. — Если эти самолеты поставлены Израилю, то они полностью принадлежат этому государству и эксплуатируются в полном объеме израильтянами».

Бригадный генерал ВВС Израиля в отставке Абрахам Ассаель, генеральный директор Института Фишера и Воздушно-космических стратегических исследований, оказался единственным чиновником, который согласился дать оценку случившемуся от своего имени.

По словам бывшего летчика-истребителя, у военно-воздушных сил Израиля не было причин рискнуть подобным «стратегическим активом» как F-35 против незначительной по важности цели даже с оперативной точки зрения.

Абрахам Ассаель обратил внимание на небольшое количество F-35, находящихся на оснащении ВВС Израиля, на пока еще скудный опыт работы, накопленный в процессе эксплуатации этого самолета. Генерал посчитал эти причины основными, по которым F-35 так и не принял участие в ударе по сирийским и иранским объектам 10 февраля 2018 года.

«Если бы руководители ВВС Израиля думали, что эти цели так стратегически важны, я уверен, что они рассмотрели бы возможность применения F-35 против подобных объектов. Но на практике этого не произошло. Цели оказались не так важны. Да и зачем рисковать самолетами F-35 в самом начале их эксплуатации в ВВС Израиля», — пояснил бригадный генерал.

Новости и материалы
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Все новости