Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

«Геркулес» упал из-за футляра для очков

Транспортный самолет разбился в Афганистане из-за рассеянности командира

Павел Котляр 21.04.2016, 11:07

Командир разбившегося в Афганистане транспортника США сам заблокировал штурвал посторонним предметом, а при взлете забыл его убрать. Как произошла одна из самых нелепых авиакатастроф последних лет, разбиралась «Газета.Ru».

К неожиданным выводам пришло командование военно-воздушных сил США, опубликовавшее результаты расследования авиакатастрофы, произошедшей полгода назад в Афганистане. Выяснилось, что к крушению транспортного самолета C-130J Hercules привела нелепая оплошность одного из членов экипажа,

Место крушения
Место крушения

который самостоятельно застопорил штурвал самолета посторонним предметом и забыл об этом, что привело к крушению самолета и человеческим жертвам.

Самолет C-130J производил ночной взлет в Баграм с аэродрома Джелалабада 2 октября 2015 года после промежуточной остановки и загрузки контейнерами. Катастрофа произошла спустя 28 секунд после отрыва: транспортник рухнул на ограждение аэродрома и наблюдательную вышку, в результате чего погибли 11 находившихся на борту людей и трое членов наземных служб.

Сразу после крушения ответственность взяла на себя группировка «Талибан», однако вскоре стало ясно, что никакой атаки на самолет не было и он рухнул по другим причинам.

Расследование, проведенное ВВС, пришло к выводам, что роковая ошибка, связанная с самодеятельностью одного из членов экипажа, произошла еще за 50 минут до взлета, в момент загрузки самолета на летном поле.

Футляр от прибора ночного видения перед штурвалом. Вид днем и через очки ночного видения ночью
Футляр от прибора ночного видения перед штурвалом. Вид днем и через очки ночного видения ночью

В процессе погрузки пяти контейнеров на палетах специалист по погрузке попросил находившегося в кабине командира приподнять рули высоты, чтобы облегчить прохождение груза. Это обычная просьба в таких ситуациях, и она была исполнена летчиком путем отклонения штурвала на себя. Установлено, что в последующие шесть минут рули продолжали отклоняться, что говорило о том, что командир продолжал удерживать штурвал рукой, пока рули не застыли в положении +6–8°, хотя их нормальное положение при погрузке составляет –15°.

Чтобы не держать штурвал, командир догадался вставить между ним и приборной доской жесткий футляр от своих очков ночного видения (NVG).

Положение рулей высоты до и после погрузки
Положение рулей высоты до и после погрузки

Он сообщил второму пилоту: «Мой футляр держит штурвал». Ненормальное отклонение рулей высоты заметно даже на кадрах видеозаписи, на которых самолет был виден во время погрузки.

В оставшееся до взлета время члены экипажа забыли о футляре для очков и продолжали готовиться к полету. «Блокирование органов управления является нестандартной процедурой, и в руководстве нет указания контролировать их положение, как и убирать предметы, блокирующие их», — поясняется в отчете ВВС. Тем не менее перед взлетом командир корабля обязан отклонить штурвал вперед-назад, чтобы удостовериться в свободе его перемещения. В ходе подготовки к вылету (чек-листа) этого сделано не было, потому рули высоты оставались отклоненными вверх до самого момента отрыва.

К тому же заметить посторонний предмет за штурвалом мешала темнота, поскольку взлет происходил в темное время суток,

а глядя в прибор ночного видения, летчик видит органы управления совсем не так отчетливо, как днем.

Взлет самолета с находящимися в неправильном положении рулями высоты привел к тому, что сразу после отрыва машина закономерно и резко задрала нос вверх, достигнув тангажа в 42° в течение первых же секунд полета. Второй пилот сообщил, что машина не слушается, через шесть секунд после отрыва, после чего экипаж ошибочно решил, что проблема в триммере руля направления. Поскольку ход штурвала был заблокирован, попытки опустить нос ни к чему не привели, и уже через 12 секунд после взлета самолет вошел в режим сваливания. В этом режиме самолет оказался неуправляем и уже летел к земле носом вниз с отрицательным тангажом 28°.

«Мы падаем вниз», — фраза, которую несколько раз повторил командир экипажа.

В момент падения вертикальная скорость составила примерно 4 м/c, при ударе об ограждение и вышку перегрузка составила 40–97 g, в результате чего самолет полностью разрушился.

Материальный ущерб составил $58 млн, говорится в отчете военных. «Причиной инцидента стало размещение пилотом твердого футляра очков ночного видения перед штурвалом, что заблокировало движение органов управления», — говорится в отчете ВВС. Свою роль, возможно, сыграла и усталость экипажа, вызванная предыдущим полетом:

при вылете в Джелалабад из Баграма самолет столкнулся с птицей, из-за чего ему пришлось вернуться для осмотра.

Оглашение полного и подробного отчета о причинах крушения американского военного самолета широко освещается в западных СМИ. К слову, в Минобороны России результаты расследования авиакатастроф никогда широкой огласке не предают.