Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Залетная» тактика на границе

Почему военные самолеты залетают за чужие границы

Обвинения в нарушении чужого воздушного пространства в адрес российских летчиков, кажется, уже вошли в моду. При этом практика показывает, что границы нарушают и самолеты других стран. Почему военные летчики «чиркают крылом» по границам, тактика это или ошибки и кто виноват — человек или техника, разбиралась «Газета.Ru».

Сообщения о нарушении государственных границ военными самолетами разных стран поступают регулярно. Например, только во вторник в генштабе Греции заявили о пересечении греческого воздушного пространства в районе между островами Лесбос и Хиос шестью турецкими истребителями F-16. Плана полета Турция при этом не предоставляла. По данным греческих военных, истребители находились в воздушном пространстве страны около 30 минут, после чего покинули его. Двумя днями ранее, в воскресенье, министр обороны Израиля Моше Яалон заявил о несанкционированном входе российского военного самолета в контролируемое Израилем воздушное пространство над Голанскими высотами, отметив, что «очевидно, это была ошибка пилота». По каким причинам военные самолеты нарушают госграницы — разбиралась «Газета.Ru».

«Во время маневра ошибка возможна»

Возможное пересечение российским Су-24 границы Турции, так же как и ситуация с залетевшим в воскресенье на территорию Израиля в районе Голан самолетом РФ, можно классифицировать как примеры ошибок, совершенных из-за особенностей рельефа местности.

«Бывают и технические ошибки, особенно там, где трудная береговая линия, где много островов. Я слышал от летчиков, что с большой высоты они могли путать Кострому и Ярославль, чтобы сделать маневр, — ошибка возможна», — рассказывает ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности Российской академии наук Алексея Фененко, отметив, что инцидент с шестью турецкими истребителями у греческих островов явно не стал причиной подобной ошибки.

Чтобы прояснить ситуацию с «географическими ошибками», «Газета.Ru» обратилась за комментарием к полковнику Анатолию Квочуру, Герою России, заслуженному летчику-испытателю СССР. По его словам, «пересечение границ — явление довольно нередкое».

Ошибиться может сам летчик, пояснил собеседник, как из-за недостаточной подготовленности, так и из-за погодных условий или сложности рельефа местности и конфигурации границ между государствами.

В частности, если говорить о ситуации с атакой на российский Су-24 на границе Сирии и Турции, то погодная обстановка тут ни при чем, но если самолет ВКС РФ и пересек границу, то ошибка произошла из-за особенностей рельефа местности на границе — часть Турции «врезается» в Сирию небольшим аппендиксом.

«Когда я служил в Германии (после окончания Ейского высшего авиационного училища летчиков в 1973 году Квочур поступил на службу в авиационные части ВВС Группы Советских войск в Германии. — «Газета.Ru»), это бывало достаточно часто, потому что Германия маленькая, была разделена на две части. Мы летали по учениям максимально приближенным к боевым — у нас были маршруты выхода на боевой курс, мы бомбили настоящими боеприпасами, все было очень ответственно. Точных навигационных систем тогда не было, и где-то на развороте мы чуть-чуть «промахнули» секунд на двадцать и едва не «чирканули» аппендикс со стороны Западной Германии, завернули как положено, но проскочили километров семь-восемь на развороте. Такое бывает в суматохе», — пояснил летчик.

В географической ошибке российского самолета над Израилем уверен и бывший глава израильской разведки «Натив» Яков Кедми.

«Что касается того российского самолета, который недавно залетел на нашу территорию и углубился туда всего на 2 км, то нам с самого начала было ясно, что это не разведчик, а бомбардировщик или штурмовик, который попал в наше воздушное пространство случайно. Этот произошло в районе Голанских высот, там гористая местность, и шанс заблудиться есть не нулевой», — сказал он «Газете.Ru».

Напомним, главком ВКС РФ Виктор Бондарев заявил, что экипаж сбитого над Турцией самолета выполнил бомбометание по указанной ему цели, расположенной в 5,5 км к югу от границы Турции. После чего должен был вернуться на базу, но был атакован ракетой «воздух-воздух» с F-16 турецких ВВС.

Провокация

По мнению ведущего научного сотрудника Института проблем международной безопасности Российской академии наук Алексея Фененко, пересечение границы греческих островов турецкими ВВС, произошедшего накануне, — яркий пример провокационного хода. «Это может быть плановая провокация, чтобы сорвать или повлиять на политический диалог», — высказал свое мнение Фененко.

В частности, из-за исторической сложности греко-турецких отношений, так и не выясненных в 1974 году после попытки Греции присоединить Кипр, чем вызвала недовольство турецкой стороны. Позже в 1998 году возник очередной дипломатический конфликт — тогда на Кипре хотели разместить закупленные в России зенитные ракетные системы С-300, Турция угрожала уничтожить их позиции, в результате чего ЗРС разместили на греческом Крите.

Как отметил Фененко, пока Турция имела дружеские отношения с Россией, она «пыталась вести себя сдержанно в отношении православных стран, с которыми у России были традиционно хорошие отношения». Но обострившиеся российско-турецкие взаимоотношения могут привести и к развитию проблем вокруг Кипра и греко-турецких отношений в целом. И здесь Турция пытается прощупать, на чью сторону встанут США и НАТО, учитывая, что и Турция, и Греция входят в альянс.

«Турки всегда были обеспокоены, кто для американцев более привилегирован — они или греки. И соответственно, кого поддержат в случае конфликта американцы: их или греков. Поэтому турки пытаются создавать такие провокации, чтобы посмотреть, кто для США важнее как союзник по НАТО», — сказал «Газете.Ru» эксперт.

Тактический маневр может быть совершен и с целью провокации другой страны на ответный удар.

«Таким образом, у вас появится повод для силовых действий или иных враждебных действий. По логике: «ах, вы так?» — тогда получите», — пояснил собеседник.

При этом он отмечает, что в случае, когда Турция сбила российский Су-24, возвращавшийся после выполнения задания по уничтожению объектов террористов в Сирии, обосновав свои действия якобы пересечением границы, понятно, что ни о какой провокации со стороны отстрелявшегося бомбардировщика с пустым боекомплектом быть не могло.

Запугивание или проверка ПВО

Другой причиной для «залета» на чужую территорию может быть «дипломатическая провокация». «Мы вторглись в ваше пространство, и что вы нам сделаете?» — пояснил аналитик Фененко.

В таком случае имеет место и чисто военная составляющая — разведка или

прощупывание системы ПВО противника, насколько она сильна или слаба, может ли своевременно обнаружить нарушителя.

Так, например, в апреле 2015 года Минобороны РФ сообщало об обнаружении средствами ПВО над Балтийским морем «неизвестной воздушной цели, которая уверенно направлялась в сторону российской государственной границы». Цель позже идентифицировали как самолет-разведчик RC-135U ВВС США, летевший с выключенным транспондером (передатчик сигналов). Инцидент был урегулирован.

Как обычно поступают с нарушителем границы

Как пояснил «Газете.Ru» летчик Анатолий Квочур, при любых обстоятельствах нарушения воздушного пространства процедура поведения хозяев территории строго прописана.

«Предусмотрены процедуры перехвата в случае обнаружения. В случае вторжения самолеты-перехватчики подходят, предупреждают, если нет связи, выходят на визуальный контакт — машут крыльями или отстреливают ловушки, в крайнем случае делают предупредительный выстрел из пушки (из ракеты его сделать нельзя, так как она может завернуть «не туда») перед носом, но никак не сбивают без предупреждения», — разъяснил Квочур.

Он снова привел пример времен своей службы в Германии, когда не только советские самолеты могли «задеть» границу, но и немецкие: «Тогда поднимались перехватчики. Я не помню случаев, чтобы кто-нибудь стрелял, это могло означать начало войны», — заключил собеседник «Газеты.Ru».

Кроме того, регулярно поступают сообщения от военных Японии о том, что в связи с пролетом в районе Японского моря самолетов российских ВВС Японии приходится поднимать истребители-перехватчики.

Также беспокойство у стран НАТО вызывают полеты российских военных самолетов над Балтикой: например, в начале 2015 года итальянские истребители Typhoon миссии «Балтийский воздушный патруль» (система дежурства ВВС стран НАТО над территорией Прибалтики. — «Газета.Ru») перехватили над морем российский самолет радиоэлектронной разведки Ил-20. Летом текущего года минобороны Великобритании сообщило о перехвате королевскими ВВС (также входят в «Балтийский патруль») 10 самолетов ВВС России, выполнявших учебный полет.

Новости и материалы
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Все новости