Сотовый рынок ждет нового лидера

За апрель 2007 года российский рынок сотовой связи увеличился на 1%

Павел Лебедев 19.05.2007, 12:12

По данным AC&M Consulting, сейчас в России 156,8 млн абонентов сотовой связи. При этом ряд экспертов считает, что оценить итоги соревнования операторов «большой тройки» сложно, поскольку они используют различные способы подсчета абонентов. К тому же в будущем на рынке может смениться лидер.

За апрель 2007 года число абонентов сотовой связи в России увеличилось на 1%, говорится в отчете аналитического агентства AC&M Consulting. В абсолютных цифрах это значит, что число пользователей мобильной связи стало больше на 1,7 млн и составило 156,8 млн. При этом 19,6% от общего прироста абонентской базы приходится на долю МТС, 26,3% — на долю «Вымпелкома» (правообладатель торговой марки «Билайн») и 22,5% — на долю «МегаФона».

Показатель проникновения услуг сотовой связи составил 108% (у 100 человек на руках находится в среднем 108 SIM-карт). Поскольку российский рынок сотовой связи уже насыщен, серьезного изменения данных показателей в ближайшем будущем ожидать не следует, считают аналитики Эльдар Муртазин из Mobile Research Group и Максим Савватин из iKS Consulting.

Общее соотношение сил на рынке мобильной связи, по данным AC&M Сonsulting, следующее: лидирует МТС (33,1%), за ним с небольшим отрывом следует «Вымпелком» (31,1%), третье место – у «МегаФона» (20%), на долю остальных операторов приходится 15,8%.

Следует отметить, что МТС сделал сейчас рывок в Москве (62% от прироста абонентской базы всех операторов), в то время как в Петербурге количество абонентов МТС сократилось. Более стабильно выступил «Вымпелком»: 37,3% от прироста абонентской базы в Москве и 48% в Санкт-Петербурге. У «МегаФона» — 32,2% прироста по Петербургу и сокращение числа абонентов в Москве.

Однако у этих цифр есть «двойное дно». Муртазин считает, что лидерство МТС по Москве объясняется бесплатной раздачей SIM-карт с балансом 150 руб. Эксперт отмечает, что, как правило, подобные акции приводят только к росту числа «мертвых душ» (после использования средств на карте абонент выбрасывает ее, чтобы получить новую, но она продолжает числиться в базе данных оператора).

Муртазин убежден, что реальное число абонентов МТС сокращается, о чем свидетельствует отрицательная статистика по Петербургу.

Причиной он называет недостаточное качество связи и проблемы с работой биллинговой системы (когда со счета абонента по ошибке снимают деньги). Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая отказалась комментировать слова Муртазина и добавила, что компания делает все возможное для поддержания услуг связи на высоком уровне.

При этом цифры трех лидеров рынка сравнивать сейчас достаточно трудно. Например, Савватин отмечает, что такая ситуация возникла из-за разных систем учета абонентов. В «МегаФоне» с самого начала считают только активных абонентов — SIM-карты проверяют на использование каждые три месяца. В «Вымпелкоме» и МТС подобная проверка осуществляется каждые шесть месяцев, что ведет к включению в итоговые цифры уже несуществующих абонентов. Именно поэтому «Вымпелком» сейчас рассматривает возможность перехода на трехмесячную схему, сообщил Савватин.

По мнению эксперта, переход на систему подсчета абонентов без «мертвых душ» сделает российский рынок более прозрачным и привлекательным для инвесторов.

Это не приведет к кардинальной перестановке сил, но изменения в несколько процентов у показателей ведущих компаний, безусловно, произойдут, заключает Савватин.

В «Вымпелкоме» и МТС отказались предоставить конкретные данные о соотношении активных и пассивных абонентов. Пресс-секретарь «Вымпелкома» Екатерина Осадачая также опровергла информацию о том, что компания планирует перейти на трехмесячную систему подсчета. Глава пресс-службы «МегаФона» Марина Белашева заявила, что в результате всех подобных подсчетов данные по «МегаФону» оказываются заниженными, однако она затруднилась назвать реальное отставание своей компании от двух других операторов «большой тройки».

Главная интрига сотового рынка сейчас заключается в ответе на вопрос – поменяется ли лидер среди ведущих мобильных операторов. Сейчас и Муртазин, и Савватин согласились с данными AC&M Consulting по общему соотношению сил сотовых компаний на российском рынке.

При этом Муртазин прогнозирует, что в 2008 году «Вымпелком» опередит МТС и выйдет на первое место, а в 2009-2010 годах к лидерам подтянется «МегаФон».

Савватин более сдержан в оценках. Он полагает, что изменения соотношения сил можно ожидать только через три-пять лет, после развертывания сетей третьего поколения (3G).