Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Деньги «Газпрома» не пахнут

Монополия рассказала о мнимых убытках

«Газпром» в очередной раз пожаловался на то, что продажа газа на российском внутреннем рынке убыточна. Однако финансовая отчетность концерна говорит об обратном. Эксперты полагают, что «Газпром» сознательно говорит об убытках на внутреннем рынке, чтобы на этом основании лоббировать повышение цен на газ.

Продажа газа на внутреннем рынке России убыточна — с таким заявлением выступила в четверг начальник департамента экономической экспертизы и ценообразования «Газпрома» Елена Карпель. Она отметила, что в 2006 году «ожидается убыток 30 млрд рублей, а в следующем году, с учетом 15-процентного роста (тарифа на газ) — 14 млрд рублей». «В дальнейшем, в 2008–2009 годах, картина меняется, убытки начинают быть прибылью, но это будет незначительная прибыль, которая все-таки не обеспечит нам полные источники финансирования по внутреннему рынку на капитальные вложения», — подвела пессимистичный итог Елена Карпель.

Представители «Газпрома» уже не в первый раз заявляют, что прибыль от продаж газа на внутреннем рынке монополия пока не получает.

В концерне уверены, что доход можно ждать не раньше чем в 2008 году. «Через два-три года российский рынок будет достаточно эффективным, и мы с выгодой для себя сможем продавать газ и на российском рынке», — сказал зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов на 10-й ежегодной конференции инвесторов, организованной ИК «Ренессанс Капитал». Заметим, что два года назад Александр Рязанов сообщил, что в 2004 году «Газпром» впервые за десять лет выйдет на безубыточную продажу газа российским потребителям.

Эксперты заявлениям представителей монополии об убыточности внутреннего рынка газа не верят. «Руководители «Газпрома» часто противоречат отчетности своей собственной компании. На прошлогоднем брифинге Елена Карпель показала, что в 2004 году убытки «Газпрома» от продаж газа в РФ составили 8,4 млрд рублей, а в 2005 году они прогнозировались на уровне 27,8 млрд рублей.

Однако согласно годовому финансовому отчету монополии, в 2004 году была зафиксирована прибыль от продаж на внутреннем рынке в размере 16,3 млрд рублей, а в 2005 году — в 8,2 млрд рублей», — говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

«Газпром» еще в начале 2002 года заявлял, что по продажам на внутрироссийском рынке вышел на точку безубыточности», — припоминает другой эксперт, пожелавший сохранить анонимность.
«Денег много не бывает», — видимо, «Газпром» исходит именно из этого принципа, заявляя об убытках, считают наблюдатели. «Передергивание фактов связано с лоббированием интересов «Газпрома», — считает Михаил Корчемкин.

«Депутаты Думы, как и подавляющее большинство населения, не читают отчетов «Газпрома», но смотрят ТВ и читают газеты».

«Газпром» сознательно создает впечатление, что продажи газа в России убыточны, для того чтобы эти цены поднять». Александр Разуваев из ФК «Мегатрастойл» считает, что лоббизм порожден непрозрачностью информации, предоставляемой «Газпромом». «В действиях монополии есть элемент лоббизма, который облегчается недостаточной прозрачностью данных, — говорит эксперт. — Представители компании могли бы предоставить расчеты, которые докажут убыточность российского рынка газа, что позволило бы получить дополнительное финансирование или повышение тарифов на газ».

«Доказать убыточность или прибыльность продажи газа «Газпромом» на внутреннем рынке практически невозможно ввиду сложной и непрозрачной структуры доходов и расходов компании, — соглашается руководитель отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий Алексей Громов. — Тем не менее, по нашим оценкам, продажи газа «Газпромом» на внутреннем рынке все же имеют небольшую, на уровне 7–8%, рентабельность. Хотя нельзя исключать, что в ряде субъектов РФ, например на Кавказе, продажи газа «Газпромом» могут быть и убыточными в силу высоких расходов на транспортировку газа в сложных природно-климатических условиях».

Косвенным признаком рентабельности продаж газа на внутреннем рынке, по мнению Громова, служит желание независимых производителей и ВИНК продавать свой газ внутри России.

Правда, отмечает аналитик, у независимых производителей рентабельность таких продаж значительно выше, чем у «Газпрома», хотя бы потому, что российские частные газодобывающие компании не несут расходов, связанных с содержанием газотранспортной инфраструктуры.

«Газпром» стремится к скорейшему развитию рынка газа в России, продажи на котором позволят концерну значительно увеличить свою доходность внутри страны», — объясняет Ардней Громов причины жалоб со стороны монополии. Опыт работы электронной площадки ООО «Межрегионгаз», на которой проводится эксперимент по продаже газа по биржевым технологиям независимых производителей газа и «Газпрома», показывает, что газ там реализуется по ценам, превышающим государственные тарифы на 18–22%. Видимо, такое увеличение цены газа устраивает «Газпром», поэтому он стремится пролоббировать либо увеличение тарифа на 22%, либо скорейшее развитие внутреннего рынка газа.