Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Рокот» утопил Cryosat

Ракета-носитель «Рокот» не смогла вывести в космос европейский исследовательский аппарат Cryosat. Спутник стоимостью около 120 млн евро рухнул в районе моря Линкольна, недалеко от Северного полюса. За стартом «Рокота» с космодрома Плесецк и первыми часами работы аварийной комиссии наблюдал корреспондент «Газеты.Ru».

В успешности запуска ракеты-носителя «Рокот», которая должна была вывести в космос европейский исследовательский аппарат Cryosat, ни у кого не возникало сомнений. Космический центр имени Хруничева создал «Рокот» на базе межконтинентальной баллистической ракеты SS-19, которую по классификации НАТО называют «Стилет». «Название дано за ее точность, – пояснил корреспонденту «Газеты.Ru» один из сотрудников центра, показывая уже пустой монтажно-испытательный корпус, где еще недавно готовили к старту ракету, разгонный блок и спутник. – После первых запусков наши зарубежные партнеры все удивлялись, как близка полученная орбита к заданной. Значительно ближе, чем допускается в норме».

Нынешний старт был для «Рокота» седьмым. Все предыдущие запуски прошли штатно. Впервые ракета стартовала в 2000 году, это был демонстративно-испытательный пуск с габаритно-весовыми макетами американского аппарата «Иридиум». Затем при помощи «Рокота» в космосе оказались еще несколько иностранных спутников, а в августе 2005 года ракета-носитель вывела на орбиту свой первый российский аппарат – перспективный спутник дистанционного зондирования «Монитор-Э», разработанный в том же Центре Хруничева. Августовский старт значительно приблизил конверсионную ракету к постановке на вооружение. Дело в том, что до сих пор все ее запуски считались испытательными. Планировалось, что Министерство обороны примет «Рокот» на вооружение после восьми-девяти стартов. Но эта формальность не беспокоила заказчиков очередного запуска.

Ракета-носитель легкого класса должна была вывести на полярную орбиту уникальный аппарат Cryosat. Спутник предназначался для наблюдения за льдами южной и северной полярных шапок в рамках программы «Живая планета» Европейского космического агентства (ЕКА).

Специалисты компании EADS Austrium работали над спутником более трех лет. «Сам аппарат выглядит как туристическая палатка длиной 4 метра, — рассказывали специалисты Центра Хруничева за несколько часов до старта. — “Крыша” этой палатки – солнечная батарея. Спутник (его вес, кстати, примерно 700 кг) будет летать на полярной орбите высотой 720 км в течение трех с половиной лет. Аппаратура, которая на нем установлена, позволит европейским ученым проследить динамику изменения толщины льда в Арктике и Антарктиде и мониторить изменения общего уровня Мирового океана… Это необходимо, чтобы понять, что у нас происходит с климатом. Глобальное потепление и тому подобное». На создание этого аппарата, сообщали эксперты, ушло около 120 млн евро, а услуги по запуску стоили агентству еще примерно 12 млн евро.

Старт ракеты-носителя был запланирован на вечер субботы. К этому времени на северный космодром прибыли специалисты Центра Хруничева, представители командования Космический войск, чьи боевые расчеты обеспечивали запуск, и, конечно, заказчики. Некоторые члены европейской делегации остались смотреть старт ракеты-носителя на крыше монтажно-испытательного корпуса, другие – те, кто был непосредственно задействован в работе с аппаратом, собрались в центральном узле связи, созданном Центром Хруничева на космодроме. Российская группа, в том числе и корреспондент «Газеты.Ru», отправилась на наблюдательный пункт в непосредственной близости от стартовой площадки №133 (примерно в 2-3 км от нее). Здесь находилось и все командование космодрома.

Прибывшим на наблюдательный пункт раздали противогазы и проинструктировали, куда убегать «в случае чего», пояснив по ходу, что конверсионный «Рокот» летает на ядовитом гептиле, и если в момент старта произойдет авария, ее последствия для наблюдателей могут оказаться трагичными. «Конечно, ничего такого не произойдет, но на всякий случай, чтобы знали», — заявил один из офицеров.

Офицер оказался прав. Команды убегать не последовало. Сам по себе старт «Рокота» прошел успешно.

Строго по графику, в 19.02 ракета вышла из специального контейнера и поднялась за облака, осветив огненным хвостом стартовую площадку.

Кто-то зааплодировал, но его тут же остановили: это было еще не все. На космодроме все еще слышался грохот ракеты. Где-то высоко за облаками разгонный блок «Рокота», который отвечает за управление ракетой, давал команду на отделение первой ступени. Об этом уверенно докладывал начальнику космодрома Анатолию Башлакову один из офицеров по громкой связи. «136-я секунда. Отделение первой и второй ступени. Полет нормальный, — рапортовал он. – 184-я секунда. Отделение головного обтекателя. 298-я секунда. Выключение маршевого двигателя второй ступени…»

Но голос офицера исчез.

Генеральный директор Центра Хруничева Александр Медведев, который до того момента стоял недалеко в одиночестве, напряженно слушая каждое слово, встрепенулся. Генерал Башлаков вопросительно глянул на стоящих рядом подчиненных и тут же взялся за трубку одного из телефонов. «Не слышу тебя, — сказал он кому-то на том конце провода. – Повтори». То, что стало известно Башлакову, осталось тайной для большинства присутствующих. Спустя мгновение журналистов попросили уйти в автобус, чтобы ехать поздравлять боевой расчет с успешным запуском. Но так как офицеры с наблюдательного пункта никуда ехать не собиралась, стало понятно, что что-то идет не так.

Как выяснилось чуть позже, «Рокот» вдруг перестал передавать на землю телеметрическоие данные.

«Связь с ракетой потеряна», — передала слова генерала пресс-секретарь космодрома Анна Потехина. Военные и специалисты Центра Хруничева не знали, что происходит с «Рокотом». Они запросили информацию с радиолокационных станций Космических войск, которые могли увидеть ракету или аппарат на выходе на орбиту.

Пока военные разбирались с ситуацией, журналистов отвезли к узлу связи, где европейцы наблюдали за состоянием своего аппарата. Но и возле этого здания царила неразбериха. Один из европейских специалистов нервно мерил шаги, разговаривая по мобильному телефону, другие курили. Все говорило, что ситуация вышла из-под контроля и спутник потерян. Но подтверждения этому все еще не было. Во всяком случае, об этом никто не сказал вслух и официально. И тут организаторы запуска пошли на беспрецедентный до сих пор, судя по словам знающих людей, шаг. Заместитель командующего Космическими войсками по вооружению Олег Громов, заместитель главы Роскосмоса Виктор Ремешевский, гендиректор Центра Хруничева и начальник космодрома вышли к прессе.

«На данный момент можно уверенно заявлять, что работа ракеты-носителя «Рокот» прошла с нештатным исходом», — сообщил Громов через два часа после старта.

По его словам, не отделилась вторая ступень ракеты-носителя. «По предварительным данным, не сработала система управления разгонного блока «Бриз-КМ» — она не дала команды на разделение», – сказал Громов. Ее изготовилетем является АО «Хартрон» (Харьков, Украина). Как сообщил генерал, вторая ступень упала в штатном районе — в море Линкольна близ Северного полюса. Но где бы она ни находилась, спутник Cryosat навсегда потерян.

Чуть позже замглавы Роскосмоса Виктор Ромешевский сообщил, что до выяснения причин аварии запуски ракет-носителей «Рокот» приостановлены.

Гендиректор Центра имени Хруничева Александр Медведев, в свою очередь, извинился перед партнерами, заметив, что «надеется на их понимание, что ракетная техника – это очень сложная штука».

Все выходные на Плесецке шло расследование инцидента. А в понедельник утром европейские специалисты, готовившие запуск, и некоторые представители комиссии по расследованию начали уезжать. Зато в Плесецк прибыл командующий Космическими войсками Владимир Поповкин. Правда, с неудачным запуском его прилет связан не был: командующий появился здесь в ходе проверки работы космодрома и других северных объектов Космических войск. Тем более, что 27 октября с Плесецка должна стартовать ракета-носитель «Космос-3М» с восемью мини-спутниками на борту. Однако на аэродроме Плесецка его встретил гендиректор Центра Хруничева Александр Медведев и руководитель комиссии по расследованию аварии зам командующего Олег Громов. Вместе они отправились на космодром совещаться.

Новости и материалы
Краснодарская няня избила ребенка, не желавшего идти домой, и назвала его больным
В Пентагоне считают, что пакет помощи от США не позволит Украине провести наступление
Дания нарастит военную помощь Украине
В Кремле прокомментировали секретную поставку американских дальнобойных ракет ВСУ
В Венгрии заявили, что НАТО становится активным участником конфликта на Украине
Экс-игрок «Зенита» объяснил, чего сине-бело-голубые не ожидали от «Рубина»
В Роспотребнадзоре объяснили, почему лайнер «Сергей Дягилев» не ушел в круиз
Российский тренер: путаю легионеров «Зенита» — может, Артур и есть Педро
ВСУ обстреляли жителей села в Брянской облсти
Fallout 4 стала доступна на PlayStation 5 и Xbox Series X/S
В Кремле отреагировали на передачу дальнобойных ракет США Украине
ФИФА и УЕФА могут отстранить испанские клубы и сборные от турниров
«АвтоВАЗ» может повысить цены на свои автомобили
Российские врачи спасли ребенка, проглотившего 56 магнитных шариков
Путин заметил гендерные изменения в российском бизнес-сообществе
Путин назвал главный принцип взаимодействия власти и бизнеса
Московская пенсионерка потеряла квартиру и 25 млн рублей после разговора с мошенниками
Артисты из США и Израиля приедут на Московский джазовый фестиваль
Все новости