Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Поклонную гору превратят в шапито

Карнавальным шествием завтра открывается беспрецедентный для России II Всемирный фестиваль циркового искусства.

Когда классик марксизма-ленинизма изрекал свое знаменитое: «Важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк», он отнюдь не эпатажничал. Чаяния масс этот плешивый волгарь чуял нутром. Слова у него обычно не расходились с делом, и 26 августа 1919 года Совет народных комиссаров принимает декрет «Об объединении театрального дела». «Белые цыгане», как тогда называли циркачей, стали государевыми людьми, а развитие цирка – государственной политикой. Так появился советский цирк, который через несколько лет стал лучшим в мире. Именно цирк, а не Большой театр первым стал приносить СССР валюту – с 1959 года он колесил по всему миру, от Нью-Йорка до Токио, исправно качая в страну зеленые купюры. Олег Попов или дрессировщики Филатовы были такими же брендами на внешнем рынке, как постановки Григоровича или танцы ансамбля «Березка», и впереди планеты всей мы были отнюдь не только в области балета. Москва, подвинув Париж и Берлин, стала новой цирковой столицей мира.

Не хуже дело обстояло и на внутреннем рынке. Если в Европе в послевоенные годы количество построенных цирков исчислялось единицами, то в Союзе они росли как грибы, и от тех времен только России осталось более сорока цирковых зданий, наставленных от Пскова до Владивостока. Цирк любили и в цирк ходили.

Артисты до сих пор рыдают, вспоминая золотые 70-е, когда только в Крыму с мая по сентябрь народ окучивали 17–19 цирков и 4 мотоциклетные «Вертикали», и билетов было не купить.

Когда наследники вечно живого Ильича стыдливо кастрировали цитату до общеизвестной редакции, они тоже это сделали не случайно. Ну в самом деле, какое это искусство? Каждый родитель (другие в цирк не ходят) в курсе: цирк – это убогое заведение, где пахнет навозом, где гнутся женщины в битых молью костюмах с блестками и докучливый клоун брызжет в публику водой из оранжевой клизмы. Искусство – это Нина Чусова и Андрей Сокуров, это вернисажи и рок-фестивали, это писатель Сорокин в Большом и попса на Васильевском спуске. А цирк ваш – клиент сельского ДК, колхозников развлекать, и место ему – между кукольным театром и новогодним утренником.

Все это так, российский цирк действительно в глубоком… пусть будет «кризисе», чтобы без грубостей. Однако не стоит думать, что все цирковое искусство исчерпывается плешивыми животными и пошлыми коверными. Как и любое искусство с вековыми традициями, цирк просто не мог помереть, даже не подергавшись. На самом деле цирк остается искусством, он развивается, видоизменяется и делает серьезные вещи. Кроме чешущих по Комсомольскам-на-Амуре реликтов застоя «с бегемотом и фокусниками» есть более чем респектабельный цирк «Дю Солей», спонсировать который не брезгуют «Ай-Би-Эм», «Кока-Кола» и «Америкэн Экспресс». Есть Лас-Вегас, Атлантик-Сити, есть Рено и цирк Ронкалли. Есть авангардный цирк, есть клоунские представления, собирающие серьезную публику вроде того же Полунина, есть, в конце концов, совершенно чумовые китайцы, которые в последние годы изрядно потеснили нас на мировом пьедестале.

Курьезность ситуации состоит в том, что первенство русской школы никто не отменял и весь этот «серьезный цирк» держится на русских циркачах; во французском «Дю Солей» «бывший наш народ» составляет 62% состава, в американских цирках – до 87%.

Однако увидеть «другой цирк» у нас проблема: как только в российских труппах появляется артист мирового уровня, он быстро оказывается за кордоном, где за один выход платят эквивалент месячного жалованья в родных палестинах. Гастроли тоже проблематичны – цена билета на тот же «Дю Солей» варьируется от 80 до 150 баксов, и в Россию они вряд ли поедут.
Пока же наш цирк попал в порочный круг: чтобы были деньги на серьезные проекты и артисты не валили за бугор, надо, чтобы российский зритель пошел в цирк. А чтобы российский зритель пошел в цирк, надо, чтобы циркачи не валили за бугор и на родине делались серьезные проекты.

Отчаявшееся руководство «Росгосцирка» решило разомкнуть круг и с 28 сентября по 2 октября поставить родному детищу здоровенную клизму. В Москве, на Поклонной горе пройдёт II Всемирный фестиваль циркового искусства.

Поклонники цирка ждали его девять лет, первый фестиваль показывали на Красной площади еще в 1996 году. Как и тогда, воспользовавшись тем, что именно в эти дни в цирках всего мира заканчивается сезон, в Москву выдернули действительно первый эшелон. Приедут действительно сливки; достаточно сказать, что среди участников фестиваля пять обладателей циркового «Оскара» — лауреатов «Золотого клоуна» Международного фестиваля циркового искусства в цирке Фонвьей в Монте-Карло, своеобразного чемпионата мира среди циркачей.

Собрав лучшие силы российского цирка в компании с мировым десантом из 12 стран, организаторы фестиваля набрали участников на две полноценные программы по 15 номеров каждая. Программа фестиваля действительно очень сильная, это признают даже противники руководства «Росгорцирка». Будут лучшие в мире акробаты на подкидных досках под руководством Вячеслава Черниевского (золото Монте-Карло) и кенийские акробаты «Джамбо-Мамбо», классика мирового цирка – воздушный полет «Журавли» Вилена Головко и китайский авангард пекинской группы «Миритель» (чьи трюки, считается, невозможно повторить), обладательница титула «Принцесса российского цирка» Кристина Баутина с номером «Цветок на асфальте» и испанец Пикассо-младший, жонглирующий ртом.

Бразильские мотоциклисты, «Кубанские казаки», швейцарец, живущий на потолке, и дрессированные попугаи, французские музыкальные клоуны и испанские «Лос Кирос» — лучшие, как считают профи, канатоходцы мира — собираются шокировать москвичей.

Реквизит для всего этого интернационала везли на четырех большегрузных судах, на Поклонной горе сработали уникальное шапито вместимостью более 2 тыс. человек, специально оборудованное для уникальных номеров – его высота не 18, как положено, а 22 метра, а диаметр арены не 13, а 46 метров. Устроители обещают открыть завтра фестиваль карнавальным шествием нескольких сотен цирковых артистов, анонсируют отдельную программу испанских трюкачей-мотоциклистов Diorios, а когда стемнеет, в вечернем небе покажут лазерное шоу «Карта». Завершится открытие фестиваля представлением Театра огня и уникальным опасным трюком канатоходца Ласло Шимета. Специально для него установлены специальные фермы высотой 24 метра, и на этой высоте он ночью в лучах прожекторов без всякой страховки пройдет над Кутузовским проспектом более 120 метров.

Всего в рамках фестиваля с 28 сентября по 2 октября пройдет четыре представления, из них два, 30 сентября и 1 октября, будут общедоступными. Ну а для тех, кому не судьба оказаться за пологом шапито, в сети на сайте Cultu.ru пройдет прямая интернет-трансляция.

Судя по масштабам задуманного, «Росгорцирк», похоже, и впрямь собрался отвесить нашему закисшему цирку изрядного пинка, дабы сбить с него нафталин. Удастся ли это организаторам, увидим после фестиваля.

Новости и материалы
В России вырос спрос на спортивные товары
Диетолог назвала самые вредные популярные завтраки
В сенате США проголосовали о внешней помощи союзникам
Netflix опубликовал трейлер научно-фантастического триллера «Атлас» с Дженнифер Лопес
КНР показала кадры запуска баллистической ракеты перед визитом Блинкена
В Пхеньяне назвали зону СВО кладбищем вооружений США и НАТО
В ФБР опасаются теракта в США, как в «Крокусе»
В Липецкой области введен режим воздушной опасности
Российский путешественник получил дулом в живот при попытке подняться на гору в Азии
Прозоров объяснил, почему покушение на него не удалось
Лидер республиканцев в сенате США обвинил Карлсона в задержке помощи Украине
Над Воронежской областью сбили третий за ночь беспилотник
Трамп заявил о готовности провести дебаты с Байденом в любое ближайшее время
Сбитый дрон упал на территорию частного дома в Воронежской области
Вирус поставил под угрозу мировое производство шоколада
Трамп раскритиковал экономику США
Лишь каждый пятый россиянин никогда не прерывался на работу в отпуске
Египет опроверг сообщения о переговорах с Израилем по Рафаху
Все новости