Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Крепостной креатив

Выставка «Семья крепостных художников Аргуновых» экспонирует плоды творчества знаменитой семьи художников.

У искусствоведов при упоминании фамилии Аргунов начинается вполне обоснованный легкий тик. Аргуновых – крепостных художников графов Шереметевых – было трое, не считая дальних родственников: отец Иван и два сына, Яков и Николай. И все они писали портреты, которые, собственно, представлены сейчас в Третьяковке.

Искусствоведческий же тик проистекает оттого, что отец – Иван – всю свою жизнь копировал западных художников, сыновья копировали отца, а всех троих, в свою очередь, копировала целая плеяда художников-последователей, также облюбовавших жанр портрета. В результате все настолько запуталось, что в скрещенных ладонях на «Портрете неизвестного художника» искусствоведы усматривают литеры «И» и «А», что означает Иван Аргунов. А целый зал Третьяковки отдан картинам, где вместо подписи, даты и названия стоят вопросительные знаки.

Интрига, однако, не в этом.

Копируя, Аргунов-отец неожиданно для самого себя изобрел новый в русской живописи тип изображения – интимный портрет.

То есть, живописуя, скажем, крепостную девочку, калмычку Аннушку – любимицу Шереметевых, обученную танцам и французскому – обращал внимание не на ее раскосые глаза, нерусский цвет кожи и общий странноватый вид, как это наверняка сделал бы иностранный художник, а на улыбку и выражение лица. Получался нежный и полный симпатии художника к модели портрет.

Кстати, за то же самое упрекали потом другого крепостного мастера, Тропинина – якобы его портреты всегда улыбаются. «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица?» — парировал художник.
Сердитых лиц у Ивана Аргунова также не наблюдается. Зато много румяных, белокожих и счастливых, как того и требует стилистика рококо. У императрицы Екатерины II, которую он скопировал с П. Ротари, к примеру, на висках проглядываются жилки, а на парчовой юбке – блики от позолоты стула, на который государыня изволит опираться. На самом известном аргуновском «Портрете неизвестной в русском костюме» — у неизвестной, как отмечают, что-то не слишком подобающее костюму, то есть не крестьянское, выражение лица.

Усилиями работников Эрмитажа выяснено, что неизвестная – это певица и актриса театра Шереметевых – Анна Изумрудова-Баянова и оттого имеет право на высокомерный вид.

Помимо симпатии, которую Иван Аргунов испытывал к портретируемым, художником двигало простительное для любого крепостного желание – угодить доброму барину. Шереметевы, в свою очередь, были горды тем, что у них в холопах значатся небесталанные мастера. А потому обращались с ними ласково. Ивана Аргунова, к примеру, назначили управителем огромного шереметевского дворца в Петербурге на Миллионной улице. А сыновьям за художества презентовали вольную.

Вообще, сыновья хоть и подражали отцу, тоже смогли немного наследить в русском искусстве. Сын Николай, начавший писать восемнадцатилетним юношей, с ходу запечатлел «Смеющегося старика». Даже невооруженным глазом видно, что старик – вздорен и не дурак выпить. Так и есть. В приведенном ниже комментарии читаем: «Предположительно, на портрете изображен крепостной крестьянин Н.А. Сеземов, разбогатевший на питейном деле». То есть имеет место уже попытка психологического портрета.

Молодых графов Николай, к примеру, изображал тоскующими юнцами с нелепой растительностью на щеках, купцов – расчетливыми хитрецами в черных сюртуках. Особенно не стеснялся.

А Яков, видимо из чувства противоречия к отцу, стал графиком.

Помимо названных были и другие Аргуновы, родственники: Алексей – «урных дел мастер» (каменщик и лепщик), Федор – архитектор (построил Фонтанный дом), Петр – тоже архитектор, возвел дворец в Останкине. Понятно, что, если делать экспозицию по всему семейству, ни Третьяковки, ни даже Русского музея, Кускова и Останкина – откуда привезены полотна – не хватит. Но в любом случае, на сегодня это самая полная версия того, что натворили Аргуновы за свою беспокойную холопью жизнь.

«Семья крепостных художников Аргуновых», Третьяковская галерея, Инженерный корпус (Лаврушинский, 12), 22 сентября – 6 ноября.

Новости и материалы
Бразильская полиция проверяет информацию о взрывчатке в посольстве РФ
Аналитики выяснили, что россияне покупают перед майскими праздниками в 2024 году
Военные присоединились к участникам протеста в Армении
МИД Польши раскритиковал президента Дуду за слова о размещении ядерного оружия
Первую в мире персональную мРНК-вакцину от меланомы протестировали на людях
Въезд в Крым с перешейка временно перекрыт
Немецкое издание опубликовало проект мирного договора между Россией и Украиной
Ракета прилетела по танкеру под панамским флагом в Красном море
Ученые выяснили, что дорожный шум вредит птенцам и яйцам
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
Семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
В Москве прошла репетиция Парада Победы
В горящих на Ставрополье торговых павильонах обрушилась кровля
На Украине произошел взрыв
Тревога звучит по всей Украине
Все новости