Во вторник Росприроднадзор официально начал проверку подмосковных яхт-клубов. В клуб «Адмирал», расположенный на берегу Клязминского водохранилища, – первый в списке ревизоров – отправилась комиссия во главе с замглавы природоохранного ведомства Олегом Митволем. Вместе с ним в проверке участвовали специалисты недавно созданной государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России.
Росприроднадзор предъявляет к яхт-клубам сразу несколько претензий. В частности, по данным федерального агентства, яхты заправляются на стоянках судов, где топливо заливают в катера вручную из канистр, и оно нередко попадает в воду. Кроме того, бытовые отходы с яхт их владельцы или арендаторы то и дело сливают в реки и водохранилища. Также, утверждают в Росприроднадзоре, некоторые яхт-клубы практикуют строительство в водоохранных зонах, позволяют своим клиентам парковать автомобили и ремонтировать суда вблизи воды.
По мнению Олега Митволя, «отсутствие цивилизованного сбора отходов и цивилизованных заправок» является сейчас основной экологической проблемой московских водохранилищ.
Согласно представленной природоохранным ведомством статистике, только в Москве зарегистрировано около 50 тыс. маломерных судов, из них около 10 тыс. – яхты. «Если каждый прольет по литру горючего в воду, представьте, какой это вред для окружающей среды», — приводит «Интерфакс» слова Митволя.
Нынешние масштабные проверки Росприроднадзора, считают в агентстве, должны хоть как-то исправить это положение. За следующие два месяца ведомству предстоит проверить 33 подмосковных яхт-клуба – и, не исключает Митволь, деятельность некоторых из них будет приостановлена. Для начала нарушителей обяжут предоставить в контролирующие органы недостающие документы. Если же этого не произойдет, Росприродназор будет обращаться в прокуратуру и суд, чтобы приостановить деятельность этих организаций. Одновременно глава Росприроднадзора предлагает принять новый закон, регулирующий эксплуатацию маломерных судов.
Как признался Митволь, устрашающие данные ведомства о нарушениях со стороны яхтсменов уже нашли подтверждение: еще до начала официального «обхода» чиновников ему лично удалось посетить четыре яхт-клуба, и в каждом их них были выявлены «довольно серьезные нарушения». «Везде один и тот же сценарий — у представителей яхт-клубов отсутствует половина необходимых документов, нам говорят, что они в сейфе у директора, а директор в отпуске», — заявил он.
В яхт-клубах, в свою очередь, говорят, что вообще не понимают, почему у Росприроднадзора вдруг возникли к ним претензии.
Сотрудники нескольких яхт-клубов, с которыми удалось поговорить корреспонденту «Газеты.Ru», утверждают, что их и так постоянно контролируют. Состояние воды проверяет СЭС, техбезопасность – ГИМС. Кроме того, весной, перед открытием сезона, проходят плановые проверки Росприроднадзора, на основании которых инспекторы ведомства передают в яхт-клубы предписания, обязательные к исполнению. Делается это все, говорят яхтсмены, на основании нормативных документов, в которых установлены и необходимые мероприятия по охране окружающей среды, и предельно допустимые сбросы и лимиты отходов.
В клубе «Адмирал» уже после официальной проверки «Газете.Ru» рассказали, что никаких серьезных проблем у них не нашли, с заправкой яхт все в порядке, «но какие-то претензии к клубу все-таки возникли». Впрочем, за комментариями по этому поводу в руководстве яхт-клуба предложили обращаться к самому Олегу Митволю. Однако пока получить комментарии от чиновника не удалось.
Заметно возросшая в последнее время активность Росприроднадзора интригует сейчас многих. Впрочем, выбор направлений, которые одно за другим прорабатывает природоохранное ведомство, как считают правозащитники и политологи, на самом деле неудивителен.
По мнению экспертов, настоящих экологических проблем в России, равно как и интересов элиты, действия Росприроднадзора все равно не затронут: сейчас чиновники просто «занимаются бизнесом по-русски».
«Митволь действует точно так же, как в принципе у нас работает весь бюрократический аппарат. И к охране природы это не имеет никакого отношения – это все просто бизнес по-русски. Во всем мире сначала идет предотвращение и профилактика, а потом только силовое воздействие. А у нас все наоборот. Сначала силовое воздействие, а потом – когда определенная часть бюрократического аппарата получила финансовую поддержку — готовятся законы и постановления «об амнистиях», поскольку со всеми так, как с Пятницей, поступать нельзя. Выселять Жуковку ведь никто не пойдет, — заявил «Газете.Ru» руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Так что чиновники буквально показывают на малом: «Посмотрите, мы можем все, и у вас тоже могут быть проблемы». А люди у нас, к сожалению, уже так воспитаны, что сразу после этого бегут «решать эти проблемы». И сейчас побегут. Та же самая ситуация у нас, кстати, с электронщиками. После того как была задержана партия телефонов, тут же пошли ходоки по другим рынкам, говоря: вот у вас склад с электроникой, с вами может быть то же самое, поэтому лучше вам сразу, не дожидаясь, платить деньги».