На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Вещные ценности

Выставка работ Андрея Красулина – художника, который старается не делать лишнего – позволяет пронаблюдать предметы с непокалеченной душой.

Строго говоря, художники делятся всего на две категории: одни покоряют материал, другие ему покоряются. Именно перед таким выбором был поставлен столяр Джузеппе по прозвищу Сизый нос, когда в его руках заверещало полено. Продолжать строгать ножку для стола или прислушаться к голосу деревяшки? Старик из сказки струхнул и переложил ответственность на шарманщика Карло. Художникам от подобной дилеммы уклониться труднее. Разве что сделать вид, будто материал бездушен и безгласен, будто в нем не содержится набор качеств будущего произведения.

Увидев хотя бы раз опусы Андрея Красулина, сразу понимаешь: из-под его рук выходят вещи с непокалеченной душой и незамаранным эйдосом. Дерево, гипс, металл, картон – словно звери в питомнике: подвергнуты особым условиям содержания, но не лишены собственной природы.

Красулинский минимализм – не стерильный, не математический, а идущий от органики.

Автор старается не делать лишнего, чтобы не загубить ненароком важные качества своих объектов. Впрочем, «слово «объект» я стал употреблять совсем недавно. И то по отношению к тем вещам, где я сам ничего не делал, а просто принес и поставил».

Четыре с лишним десятилетия такой вот «экологически чистой» деятельности вылились в персональную выставку в Третьяковке. Зрелище получилось… нет, не эффектным – скорее, основательным и самодостаточным. От него веет таким умудренным мастерством, что забываешь о привычке классифицировать увиденное. Что здесь живопись, что графика, что скульптура, что инсталляция? Красулин намеренно избегает видовых и жанровых акцентов, а действует по необходимости – где покрасит, где поскребет, где веревочкой перевяжет или гвоздем прошьет. Себя любит называть начинающим художником. Определение, между прочим, с двойной семантикой: подразумевает не только «свежесть решений», но и медитативную подоплеку. В том деле, которое выбрал себе Красулин, самое трудное – начать, перейти от размышлений к рукоделию.

Представьте: полгода исподволь наблюдать за бревном, железякой или еще какой «сырьевой базой», доискиваясь скрытых потенций – и вдруг одним движением руки пустить все насмарку…

Между прочим, это не преувеличение. При внешней грубости красулинских произведений в них присутствует микронная точность. Чуть влево-вправо, слегка повыше-пониже, и вот уже вместо сокровенного излияния – серийная поделка, какими многие пробавляются, держа в голове интернациональные достижения арте повера («бедного искусства»).

Красулинская же точность дает не только уникальную интонацию, но и национальный колорит. «В русских работах, даже в абстрактных, всегда обязательно вылезает какой-то Серов – стога, природа, тоска…». Вынуждены поправить автора: не всегда и не обязательно, а в тех случаях, когда это самим художником воспринимается как ценность. Вот у Красулина как раз «вылезает». Вроде бы у него вещи без всякой литературной канвы (даже офорты, сделанные на черновиках его жены, Людмилы Улицкой, кажутся абстрактной пластикой), а вокруг разливается что-то неуловимо расейское: то про какую-то православную аскезу подумается, то про ГУЛАГ, то про непролазную грязь на сельских дорогах…

Давно бы ходить Красулину в классиках, но он всегда мало был озабочен своим статусом – хоть официальным, хоть андерграундным.

При советской власти лишь однажды участвовал в групповой выставке на Кузнецком мосту, но и к нонконформистам не примыкал. Надо полагать, инстинктивно избегал всякой стадности, поскольку его творчество – дело действительно одинокое.

Характерно, что сегодня заслуги автора признаются в один голос, но вряд ли ему грозят особые почести от государства, даже в связи с 70-летним юбилеем. Не осыпать же благами профессионального скульптора с подобной крамолой на устах: «Меня всегда смущал такой жанр, как памятник. Камзол, пальто, юбка должны быть шиты портными, а не изготовлены из бронзы и мрамора. Почему эта кукла не машет руками, не вертит головой, не моргает глазами? По крайней мере, голуби не садились бы ей на макушку».

«Андрей Красулин. Образ жизни». В Третьяковской галерее (Крымский вал, 10) до 6 марта.

Новости и материалы
Путин изменил состав СПЧ
В Польше заявили о тяжелой болезни Евросоюза
Фон дер Ляйен связала экспроприацию российских активов с обороной Евросоюза
Камбоджа подвела к границе танки и артиллерию
Зеленский впервые назвал кандидатов на пост главы своего офиса
В МИД России сообщили о назначении нового генконсула России в Стамбуле
В Чувашии мать двоих детей лишилась квартиры и 5 млн рублей из-за мошенников
«Тактики особо не будет»: почему матч «Реала» и «Сити» станет фантастическим
Дочь Даны Борисова рассталась с 35-летним продюсером из-за измены
Мирный план Трампа по Украине сократили
Украина потребовала отстранить российских фигуристов от Олимпиады
Ученые выяснили, кому лучше всего подходит удаленка
Назван тип освещения, напрямую меняющий работу мозга
Эксперт оценил опасность цунами от землетрясения в Японии для России
В США заявили о поддержке Вашингтоном планов Ирака по передаче доли «Лукойла»
Авиарейсы на Крите приостановлены из-за протеста фермеров
В МИД выразили надежду, что США не начнут войну с Венесуэлой
Директор Долиной ответил на слух о повышении гонорара певицы
Все новости