Слушать новости
Слушать новости

Хоттабыч в Голливуде

Вышел «Амулет Самарканда» — первая книга новой и очень профессиональной крупнобюджетной трилогии в жанре фэнтези.

Однажды 12-летний мальчик вызвал джинна. Джинн школьнику попался бывалый, жизнью травленный, то и дело поминающий то Сулеймана ибн Дауда, то свои похождения в Древнем Египте. Одна беда – инициативен больно. Хлопот со стариком оказалось преизрядно, и любое невнимание к ветерану магических битв могло принести столько неприятностей, что не то что лаптем – сапогом не расхлебаешь.

Одна радость – за папиного знакомого из Ташкента джинна выдавать не пришлось. Потому что речь идет вовсе не про шедевр идеологического фэнтези «Старик Хоттабыч», хотя без поминания Узбекистана не обошлось. Новый бестселлер, появившийся на прилавках, называется «Амулет Самарканда», а написал его Джонатан Страуд. Фамилию стоит запомнить, так как в данном случае мы имеем наглядное сотворение конфетки из убитого, казалось бы, насмерть сюжета.

Уже Волька ибн Алеша со своей лампой являл собой не что иное, как стеб Лазаря Лагина над бессмертным «учеником чародея», с которого сочинители кормились веками. Страуд пошел дальше – его подросток, которого зовут Натаниэль, даже не пародирует ученика волшебника. Он им и является. И в лучших традициях роман начинается с того, что тщеславный недоучка опрометчиво вызывает демона, который оказывается ему не по зубам.

Клеймить позором графомана мешает только одно: «Амулет Самарканда» оказался одной из самых успешных книг прошлого года.

После его издания литературный поденщик Джонатан Страуд, кропавший для детского издательства сюжеты для настольных игр и прочие «книги-загадки», в одночасье превратился в суперзвезду. Книга собрала едва ли не все возможные премии, а главное — на редкость хорошо продавалась, став из одним из главных бестселлеров прошлого года. Тут же возникла и ушлая студия Miramax, уже успевшая купить права на экранизацию.

Появление Miramax, надо сказать, очень показательно, так как позволяет понять главную составляющую успеха книги. Истерику вокруг Гарри Поттера можно ругать сколько угодно, но нельзя не отметить, что несусветное увеличение нолей в банковском счете госпожи Роулинг имело минимум одно положительное последствие. Писать сказки для подростков кинулось огромное количество людей (у нас, правда, все ограничилось Дмитрием Емцом, но не будем о грустном). И просто по закону больших чисел среди них не могло не оказаться несколько талантливых писателей — достаточно вспомнить Филипа Пулмана или Йона Колфера. А потом пришел Джонатан Страуд и показал, чему он научился.

Итак, начало четвертого тысячелетия. На Земле господствует магократия: на всех мало-мальски значимых постах, от премьер-министра до начальника РЭУ, находятся волшебники, которые и пасут мирные народы, не имеющие магических способностей. Все устоялось и уравновесилось, даже мир опять стал ностальгически-биполярным: набирающий силу Лондон соперничает за мировое лидерство с традиционным центром магии – Прагой. Все, за исключением таинственного Сопротивления, довольны жизнью. Все испортил малолетний воспитанник волшебника Натаниэль (магам запрещено иметь детей, чтобы не создавать соперничающих династий). Этот классический зубрила, на свою беду, оказался с характером, решил отомстить за свое унижение и вызвал демона. Дело, в общем, обычное для знающего волшебника, но для подростка чреватое. А вызванный джинн Бартимеус оказался не подарок – наглый и ерничающий человеконенавистник, искренне убежденный, что всех людей надо давить, потому как что же еще с ними делать?

Отличник, конечно же, подставился по малолетству, но расплаты сумел избежать, накрепко увязав судьбу джинна со своей. В довершение несчастий эта ненавидящая друг друга парочка, вынужденная как-то сосуществовать, вляпалась в глобальный заговор, угрожающий равновесию на планете.

Главный козырь Страуда – профессионализм.

Он учел все – и традиционные композиционные провалы Роулинг, когда добрую половину книги действие еле тащится, чтобы потом подскочить и помчаться, сбивая ноги. И излишнюю усложненность и перегруженность Пулмана, и назойливую дидактичность Колфера. И сколотил в итоге ироничный триллер в лучших традициях Голливуда. Книгу можно почти без адаптации переносить на экран. Главное отличие настоящего профессионала – требовательность к себе, и здесь Страуда упрекнуть не в чем: действие не провисает ни на секунду, никаких тебе роялей в кустах, никаких всесильных Думблдоров, приходящих на помощь в последнюю минуту. Выбираться из задницы парочке приходится самостоятельно, опираясь лишь на весьма средние магические возможности Бартимеуса и хаотичные познания отличника Натаниэля.

В итоге мы имеем идеально заточенный под целевую аудиторию хит, при надлежащей раскрутке вполне могущий стать таковым и в России. Раскрутка, кстати, уже началась, но не там, где ожидали. Сотрудников одного узбекского информагентства, ничего не знающих о романе, кроме его заглавия, осенило: «В Великобритании вышла сказка для детей, являющаяся аллегорией на нынешнюю политическую ситуацию в Узбекистане». По такой логике следующий ход за азербайджанцами – после того, как они прочтут строки: «Я бывала в Азербайджане. Баку, конечно, та еще дыра, но это важный центр изучения огненных демонов-афритов».

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть