Только не надо мелочиться. Не надо хвататься за какой-нибудь подручный эскалибур и бежать рубить голову режиссеру Антуану Фукуа за гомерическое количество нелепостей, наполняющее этот фильм. Антуан Фукуа – не сэр Томас Мэлори. А «Король Артур» (King Arthur) – даже не историческая драма. Это образцовый политический театр с классическими реминисценциями.
Итак, Британия, типа V век A.D. Римлянин-полукровка Артур, добрый христианин, исповедующий то, что позже назовут пелагианской ересью, командует местным гарнизоном. Ланцелот, Парсифаль и прочие рыцари Круглого стола – сарматские всадники, которых забрили в римскую армии на пятнадцать лет по договору между Римом и побежденным государством кочевников. Артур исправно защищает римскую колонию от нападений пиктов, чьи набеги под предводительством их короля Мерлина стоили жизни Aртурову отцу.
Рим, устав сдерживать напор варваров, уходит из дальних колоний. По земле Британии уже маршируют войска безжалостных саксов. Тем временем срок службы сарматов подошел к концу. Но вместо того чтобы получить вольную, они получат новое задание – вывезти в безопасное место семью сановного римлянина, чей сын – любимец папы римского и надежда христианства. Преследуемый по пятам кровожадными саксами, Артур и его сарматы ведут беженцев через снежные леса, не зная, что главная битва еще впереди.
У-фф. Вся эта лютая ахинея не стоит того, чтобы вспоминать, воевал ли Рим с сарматами, сменившими скифов на причерноморских землях; думать, почему в противостоянии римлян, саксов и пиктов не участвуют кельтские бритты, собственно, и населявшие тогда Британию.
Все это — лишь картонный задник для совершенно актуальной истории. Империя захватывает отдаленную колонию, неся туда не рабство и смерть, но свободу и цивилизацию при поддержке полудиких союзников. Под ударами варваров империя вынуждена оставить колонию, где немедленно воцаряется кровавый хаос. Но местное население, короновав бывшего оккупанта, отстаивает свою свободу в битве с жестоким врагом. Иракские уши торчат из-под шлема короля Артура выше плюмажа.
Это с одной стороны. С другой – сарматские рыцари Круглого стола очень напоминают американских морпехов, которым нужно временами напоминать, за что они сражаются. За свободу. Не свою, за свободу вообще.
К сожалению, Антуан Фукуа, прославившийся экспрессивным «Тренировочным днем», не выжал досуха могучие энергии агитпропа. «Король Артур» — это не «Гладиатор» с его свирепой резней и чавканьем рубленого мяса, и малокровие снедает этот фильм. Время от времени, однако, в Фукуа просыпается зверь-империалист, и он выдает на экран неожиданные и впечатляющие фигуры.
Первая из них – это, конечно, Кира Найтли.
Собственно говоря, зрители и идут смотреть на эту девушку, туго затянутую в садомазохистскую кожаную упряжь. И правда, почему себя не побаловать.
Тем более что, хотя Найтли играть не может совсем, она замечательно умеет вопить и делать зверскую мордочку.
Второй персонаж – король саксов, воплощенная почва и судьба с бородой и косами, воин, очень напоминающий героев картин Константина Васильева. Человек печальный и рассудительный, он запрещает саксам насиловать местных баб, чтобы не плодить ублюдков с жидкой кровью. Местных нужно резать под корень, а деревни жечь, потому что есть единственная правда в мире – правда войны. Откуда у Фукуа такая жуть в голове, непонятно. Кажется, он просто не любит фрицев.
Да и прочие сарматы-пикты борозды не портят. Даже Мерлин, обличьем и голосом напоминающий бомжа-страдальца с трех вокзалов, – ну Мерлин и Мерлин. Ну кино и кино. Бывало и хуже.
Оценить сарматскую доблесть можно в кинотеатрах «Горизонт», «Прага», «Победа», «5 звезд», «Формула кино».