Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Как взорвать губернатора

Новый фильм Карена Шахназарова «Всадник по имени Cмерть», снятый по повести Бориса Савинкова «Конь бледный», — из тех грандиозных проектов, которые если проваливаются, то с треском, а если катят, то с блеском.

Фильм вышел на экраны одновременно ста копиями, что равняется общероссийской премьере. На него было потрачено $3 млн – сумма огромная для отечественного кино. Для него были построены уникальные декорации старой Москвы — таких на «Мосфильме» не строили лет двадцать. Оппоненты Шахназарова упрекали его в том, что он использует свое служебное положение гендиректора «Мосфильма», потому что никто другой такой роскоши позволить себе не может. Шахназаров по большей части отмалчивался, улыбался и нехотя проговаривался, что фильм снимается на частные деньги, а декорации никто разбирать не собирается, они еще себя покажут в других картинах.

Впрочем, грандиозность «Всадника» выражается не только в столбцах цифр финансовых отчетов.

Такие картины делаются как личный нравственный, гражданский и творческий манифест. Может быть, подведение итогов. Может быть, ответ самому себе на собственные вопросы. В любом случае для Шахназарова «Всадник» станет ключевым пунктом в режиссерской биографии, к которому он шел без малого тридцать лет.

У «Всадника» две истории. Первая – это история терроризма в России начала прошлого века, когда страну наводнили боевые организации, революцию путали с бомбометанием, а бомбы метали по 600 раз в год. Российская империя содрогалась. Общее число жертв достигло тогда 17 тыс. человек. Первым не по времени, а по значимости террористом был один из лидеров партии эсеровБорис Савинков, одержимый идеей личного террора, которого Сомерсет Моэм назвал одним из самых удивительных людей и о котором Уинстон Черчилль вспоминал как о великом современнике.

Савинков открыто жил с женой лучшего друга, мечтал построить самолет, который спикирует на Петергофский дворец и покончит с царской фамилией, убил великого князя Сергея Александровича, был арестован в 1924 году во время нелегального перехода советской границы, писал из тюрьмы покаянные письма, разочаровался в терроре и белом движении и выбросился из окна ГПУ в 1925 году.

В 1909 году он опубликовал повесть «Конь бледный» о террористе Жорже, в котором читаются черты самого автора. «Конь бледный» — не только подробное пособие по подготовке и проведению теракта, но и исповедь, и покаяние, и сборник вопросов «по-достоевскому», и тяжкое разочарование в терроре.

История вторая – история терроризма в России начала этого века. «Всадник» появился как раз в тот момент, когда самолеты уже построены, спикировали и взорвались, политзаключенные пишут из тюрьмы покаянные письма, количество жертв переваливает за десятки тысяч, а человека, снявшего об этом фильм, можно спокойно обвинить в конъюнктуре. Разница, быть может, в том, что у нынешнего террора нет этики, а у террора прошлого века она была. Нынешние террористы не задают вопросов. Они убивают невинных. Террор ХХ века уничтожал только тех, кто считался реакционером.

Путь Шахназарова к этой теме – отнюдь не погоня за злободневностью.

Этот путь отмечен вешками всех его фильмов, снятых за последние полтора десятка лет. Он давно смотрит в прошлое. В своих картинах он смещает времена, передвигает героев, как шахматные фигуры, из одной эпохи в другую, иногда оставляет в безвременье, как в «Городе Зеро», не брезгует переселением душ. В «Цареубийце» пациент захудалой провинциальной психлечебницы превращался в убийцу царской семьи Юровского, а его врач – в Николая П. Собственно, в «Цареубийце» Шахназаров уже начал тему террора. Только тогда был террор красный, а во «Всаднике» — белый. Здесь Шахназаров больше не жонглирует временами. Он делает прямой слепок прошлого, снимая кино такой пугающей достоверности, что, глядя на картонные фасады, опереточные наряды и умело наложенный грим, веришь в реальность происходящего. С дьявольской хитростью человека, всю жизнь занимающегося реконструкцией и интерпретацией, он выдает маскарад за жизнь. Маскарад виден невооруженным глазом, декорации остаются декорациями, грим плавится под софитами, весь мир – театр, а актеры у Шахназарова по обыкновению виртуозны.

Шахназаров мог бы сделать крепкий – нет, не триллер, хотя бы экшн с погонями на пролетках, взрывами, самоубийствами, филигранным изготовлением бомб, конспиративными квартирами.

Повесть Савинкова просится в боевик, как шар в лузу, но ни погони, ни взрывы Шахназарова не интересуют.

Он не торопится прогибаться под желания зрителя. Кажется, при всех потраченных деньгах он не слишком озабочен успехом проката. «Всадник» вообще кино довольно скучное, даром что в нем каждые пятнадцать минут пляшут канкан, а в финале зрителя отсылают прямой наводкой к Акунину. На брусчатке валяется оторванная женская кисть. Шахназаров не делает бокс-оффиса, он делает кино про террор как смертельную болезнь, передающуюся из поколения в поколение. И про страсть. И про крах. И про страх. И про сомнения. Его герои говорят мало, а если и говорят, то фразами, почти списанными у Достоевского.

«Кто дал тебе право убивать?» — «Я сам дал себе это право!»

Вопросы, на что человек имеет право и где ему ставить запреты, что выше, личность или государство — так вот, вопросы, которыми люди мучились сто лет назад, сегодня имеют очевидный ответ, давно ставший общим местом. Раскольниковы уже ответили на них. Наши права заключены в рамки Гражданского кодекса и Декларации прав человека. Фильм Шахназарова возвращает нам давно забытые вопросы и давно забытые сомнения. Может быть, это гораздо важней, чем давать очевидные ответы.

Новости и материалы
Арестованный замминистра обороны Иванов жил на Рублевке в особняке
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Песков рассказал будет ли РФ расширять буферную зону безопасности
Минкульт определил, каких фильмов не хватает россиянам
Ольга Орлова нашла кормящую кошку для подброшенных котят
Неадекватный россиянин крушил прилавки, угрожал покупателям ножом и сжег магазин
Все новости