Выступая во вторник на заседании круглого стола «Взгляд общества на проблемы предотвращения подросткового курения», глава думского комитета по охране здоровья и спорта Николай Герасименко заявил, что комитет выступает за полный запрет рекламы табачных изделий. Исключение можно сделать только для специализированных печатных изданий и профильных магазинов. По мнению депутата, только запретительными мерами можно снизить процент курящих подростков в России. Герасименко привел в пример опыт Канады, Финляндии и Норвегии, где после запрета рекламы табака потребление сигарет среди подростков снизилось на 14–37%.
Кроме того, поправка содержит предложение, чтобы надписи о вреде курения занимали 50% площади пачки (сейчас всего 4%). Как сообщили «Газете.Ru» в самом думском комитете, поправка уже готова и будет внесена в течении ближайших двух-трех дней.
Табачные компании отнеслись к инициативе комитета по охране здоровья и спорта довольно спокойно. Руководитель службы по связям со СМИ компании Philip Morris Дмитрий Хрол сказал «Газете.Ru»: «Мы поддерживаем постепенное введение ограничений на рекламу, концентрируясь прежде всего на запрете тех форм рекламы, которые легко могут быть доступны детям. Например, мы согласны с тем, что следует запретить рекламу на радио. Бесплатная раздача образцов табачных изделий — еще одна форма маркетинга, которую необходимо запретить».
Взрослое же население страны, по мнению компании, нельзя ограничивать в получении информации.
«Полный запрет в долгосрочной перспективе не представляется целесообразным, поскольку он лишит взрослых потребителей доступа к основной информации о предпочитаемой ими продукции, а также чрезмерно ограничит конкуренцию и разработку новой продукции. Однако все рекламные материалы, безусловно, должны содержать предупреждение о вреде курения для здоровья».
Что касается увеличения площади, занимаемой надписью, предупреждающей о вреде курения, то, по словам Хрола, предупреждения хоть и должны давать четкое представление о воздействии курения на здоровье, но не должны занимать доминирующее положение на упаковке сигарет. У потребителей должна быть возможность отличать одну марку сигарет от другой, а производитель должен иметь возможность внятно доносить информацию о своих торговых марках до потребителя...
Как известно, антитабачные акции во многих странах мира привели не только к практически полному запрету рекламы, но и к снижению доходов ведущих табачных компаний, которые были вынуждены искать новые рынки сбыта.
Одним из самых привлекательных сейчас для производителей табака является рынок России и других стран СНГ.
По словам генерального директора мониторингового агентства «Эспар-Аналитик» Андрея Березкина, расходы табачных компаний в России только на наружную рекламу составляют около $60 млн ежегодно. Поэтому как табачные компании, так и обслуживающие их влиятельные рекламные агентства, борются за рынок СНГ насмерть. Достаточно вспомнить, как в 2001 году на Украине депутаты Рады пытались принять закон о запрете табачной рекламы, аналогичный поправке, выдвигаемой нашим думским комитетом. Закончилось все тем, что президент Украины Леонид Кучма наложил на закон вето.
В России же можно ожидать, что закон не пройдет даже Думу, а его внесение не достигнет никаких целей, кроме предвыборных.