Небольшой автомобиль обязан быть недорогим – убеждено большинство автовладельцев. Это заложено на подсознательном уровне: большие раки – по пять рублей, маленькие – по три. Проблема выбора сразу усложняется, когда маленьких вдруг предлагают по пять. И эти маленькие – даже не какие-то особенные (не спортивные, не открытие, не стильные), а обычные хэтчбеки с обычными же двигателями и трансмиссией.
Компактная переднеприводная трехдверка, 102-сильный мотор с «механикой», 16-дюймовые литые диски, кожано-алькантаровый салон и парктроник, CD-чейнджер и раздельный климат-контроль – это новая А3 за 25 тыс. евро.
Прежняя Audi A3 тоже стоила дороже своих одноклассников. Являясь фактически копией четвертого «Гольфа» (одинаковая платформа и та же гамма двигателей), эта машина отличалась лишь завышенной на несколько тысяч ценой. Почему? «Потому что владелец большой Audi, если захочет купить автомобиль поменьше, то все равно купит, конечно же, Audi», – так рассуждали люди из Ингольштадта. А может, и просчитались. VW Golf расходился миллионным «тиражом» каждый год, а компактных Audi за все время с начала выпуска в 1996 году было сделано всего 875 тыс.
**В России за Audi A3 прочно укрепился имидж автомобиля, который отец материально обеспеченного семейства приобретает для жены или для своих совершеннолетних отпрысков (нередко – «в нагрузку» к своему новому Allroad или A8). Поэтому перед тест-драйвом новой «трешки» мы про себя заранее решили: если такое положение дел Audi устраивает, то мы зря ждем откровений от новой A3. В противном случае новинка просто обязана стать образцом стиля, отличиться безупречной отделкой, удивить ходовыми качествами.
Наши надежды почти оправдались.
Начнем с внешности. Облик новой A3, думаем, если и вызовет споры на тему «нравится – не нравится», то все рано не найдется тех, кто скажет, что машина лишена стиля. При некотором сходстве с прежней «трешкой», которое просматривается на фотографиях, живьем новинка выглядит намного интереснее. Машину приятно обойти, оглядывая снизу доверху, и в который раз проводить вдоль всего борта взглядом красивую косую грань. Затекающие на борта фонари стоп-сигналов и скругленные мощные задние стойки красивы, но последние не способствуют хорошей обзорности при езде задним ходом – ориентироваться проще по внешним зеркалам.
**Еще больше впечатляет передок. Если на прежней модели внимание на себя обращали лишь заветные «ОООО» на банальном декоре радиатора, то у новой машины это уже не просто декор, а целая «пасть» с двумя (верхней и нижней) решетками. Да и фары – что-то особенное. Всего лишь появился небольшой наклон, а «взгляд» A3 стал совсем другим: издалека он кажется хищным, но вблизи – это тот самый взгляд, который «сверлит». Спокойно смотреть в «глаза» этой машине, наверное, сможет лишь тот, кто держит в руках брелок от нее.
Салон отделан в лучших традициях Audi.
Ничего такого, что бросалось бы в глаза. Минимум
эффектных деталей и сомнительных украшательств. Но и никаких банальностей. Четыре воздуховода вписаны в верхнюю панель из мягкого пластика так органично, что по-другому, кажется, и нельзя. Блестящие кольца на них – не просто украшения. Поворачивая эти кольца, регулируешь силу воздушного потока. Большой козырек приборной панели виден только сбоку – с водительского места его просто не замечаешь, потому что он точно следует дуге, которую описывает обтянутая кожей «баранка» руля (рулевую колонку, разумеется, можно отрегулировать по высоте и наклону). Сама комбинация приборов – стандартная, как на всех автомобилях группы Audi/VW. Центральная консоль воспринимается именно как консоль – она оформлена как единый, симметричный и компактный блок. Однако пользоваться ею не очень удобно – по крайней мере, поначалу. Под консолью между декоративными «ребрами жесткости» есть глубокая и просторная ниша.
**Хороши передние сиденья – не кресла, а именно сиденья: упругая, натянутая кожа, выпуклые валики поддержки спины и бедер, вставки из искусственной замши, которые не только красивы, но также делают сиденье нескользким. Пусть у них нет ни памяти, ни электрических регулировок, но, подогнав под себя длину и высоту, наклон спинки и величину поясничного подпора, вылезать из-за руля уже не хочется.
**А как там сзади? Спинку можно разложить по частям, если надо положить в багаж что-то громоздкое. С пространством для пассажиров лучше – в области ног стало гораздо свободнее. С посадкой – как всегда: согнулся, нырнул и плюхнулся на задний диванчик. Но подлокотника там нет. И ручек, которые бы облегчали высадку, тоже никаких. И механизм откидывания не продуман – если пассажир заднего дивана, выбираясь из машины, сдвинет по салазкам переднее сидение, то вернуть обратно его не всегда удается «одним легким движением руки».
**Вы думаете, всех этих проблем можно избежать, выбрав пятидверку? Как бы не так – пятидверной A3 не будет вообще! «А если и будет, то, скорее всего, вообще новая машина с новым названием». – загадочно намекнули в Audi. А вот это уже интересно. «А-Два» есть. «А-Три» есть. «А-Четыре» есть. Остается «А-Пять» или «А-Три с половиной»?
Автомобили Audi нередко критиковали за тесноту в области ног водителя. На новую «трешку» эта претензия не распространяется.
Да и вообще с эргономикой в новой A3 дела обстоят неплохо. Ход подрулевых переключателей четкий и понятный. Рычаг КПП стоит на оптимальном удалении как от плеча водителя, так и от руля. Работать напольной педалью газа – вообще удовольствие. А вот ход педали сцепления на «женскую ногу» – ее характеристики растянуты. Такая педаль прощает небрежности при трогании, но не лучшим образом подходит для динамичной езды, требующей быстрого выжима и частого торможения двигателем.
**Мощности 1,6-литрового двигателя едва хватает, чтобы о новой А3 вдруг не сказали, что это – медленyый автомобиль. Честно говоря, от А3 с ее агрессивной внешностью и спортивным интерьером ждешь и соответствующих впечатлений от динамики. А тут так: первая – многообещающий разгон с протяжным свистом шин, вторая – уже без свиста, но тоже мощный. Смотришь на спидометр – а ведь и 70 не набрал! Если крутить моторчик дальше, то сработает ограничитель оборотов. Переходишь на третью – и тут уже ничего выдающегося, несмотря на неплохие тяговые возможности мотора на невысоких оборотах. Передача длинная, прибавка в динамике чувствуется лишь в интервале скоростей 90–130 км/ч, когда обороты двигателя приближаются к пику мощности.
Управляемость новой A3 – штука куда более интересная, чем динамика разгона.
16-дюймовые шины Michelin шириной 205 мм надежно и мягко держат машину в поворотах. Грань, за которой начинается скольжение, отодвинута в область довольно высоких боковых перегрузок – на занос машину нужно нарочно провоцировать. Подвеска запомнилась тем, что, будучи довольно мягкой и тихой, она не «тупит», не допускает больших кренов и раскачки. А руль с электроусилителем – тем, что на малых скоростях он легкий, а на больших тяжелеет.
Обратной связи на «баранке» почти нет. Но зато новый А3, получивший новую многорычажную заднюю подвеску, следует за движениями руля с точностью компьютерного симулятора. Он немного сходит с идеальной траектории и заодно сам немного гасит скорость (срабатывает ESP) только в тех случаях, если меняется характер дорожного покрытия в вираже: под колеса попадется участок с лужей, песком или частыми выбоинами.
**Обладая такой незаурядной управляемостью, новый А3 будто создан для куда более мощных моторов. С моторчиком 1,6 компактная Audi рискует так и остаться навечно машиной для жен и детей. Будет вариант с новым двухлитровым двигателем, который оснащен передовой системой «послойного» непосредственного впрыска (Fuel Stratified Injection – FSI) и заменит пятицилиндровые 1,8-литровые моторы с турбонаддувом. Наверняка будет еще 200-сильная турбоверсия того же FSI, и уже точно будет V6 объемом 3,2 литра, который развивает 250 лошадиных сил. Но это, как вы понимаете, совсем другая А3 – та, которая сразу дает понять, во что здесь вкладываются деньги.
**В базовой комплектации цены на 102-сильные А3 начинаются примерно с 21 тыс. евро. В стандартную комплектацию литые диски, кожаный спортивный салон, обогрев сидений и омыватели фар не входят.
**Автомобиль был предоставлен на тест-драйв представительством Audi AG в России.