Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Зэкам нужен психиатр

Российские медики собираются усилить оказание психиатрической и психологической помощи в местах лишения свободы. По данным Минюста, половина заключенных нуждается в «коррекции психики». А в Центре имени Сербского считают, что наблюдаться у специалистов должны все отбывающие наказание.

В четверг в Государственном научном центре социальной и судебной психологии имени Сербского закончилась международная конференция на тему тюремной психиатрии. В течение двух дней специалисты из стран СНГ, а также Великобритании, Германии и Австралии обсуждали проблемы современного состояния психиатрической, психологической и психотерапевтической помощи в местах лишения свободы. Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» замдиректора Центра имени Сербского Евгений Макушкин, всего в мире 8,5 млн заключенных. Лидируют по числу заключенных четыре страны – США, Австралия, Китай и Россия.

При этом в психиатрической коррекции нуждается от 30 до 60% заключенных.

В России, как отметили психиатры, ситуация выглядит особенно пугающей. В частности, в российских тюрьмах находятся более 96 тыс. наркоманов, 61,5 тыс. алкоголиков, а также 120 тыс. человек с различными психическими расстройствами. Кроме того, по словам главного психиатра ГУИН Минюста Игоря Трифонова, в психиатрической помощи нуждаются около 5 тыс. подростков. По данным Макушкина, с 1997 года постоянно растет число судмедэкспертиз и ежегодно психиатрическую экспертизу проходят примерно 180 тыс. человек, из которых 8% признаются невменяемыми; их отправляют в психбольницы, а остальных, в том числе граждан с ограниченной вменяемостью, в случае обвинительного приговора отправляют в тюрьму.

Сейчас, согласно нормам УК, действующим с 1997 года, лечат в местах лишения свободы принудительно, но только по решению суда. Психиатрическую помощь оказывают хроническим наркоманам и алкоголикам, а также гражданам с пограничными расстройствами психики, то есть тем, кто признан ограниченно вменяемымым. Правда, по данным Минюста, лечить их особенно негде: в стационарах не хватает около 2 тыс. койкомест. Кроме того, не хватает и пенитенциарных психиатров – их насчитывается примерно 400 тыс., а должно быть как минимум в два раза больше. Проблемой является также и профессионализм как тюремных, так и судебных специалистов. «Например, все заявили, что необходимо заняться подготовкой судебных психиатров. Они должны быть высококлассными профессионалами не только в психиатрии, но и в психологии, судопроизводстве, а также юриспруденции в целом», — заявил Макушкин. Добавив, правда, что если для других государств это выполнимая задача, то для России «выглядит пока заоблачной далью».

Тем не менее российские психиатры пообещали, что вскоре начнут лечить заключенных гораздо лучше, чем сейчас.

Предполагается, что в скором времени будут введены новые методы оказания психиатрической и психологической помощи в местах лишения свободы. Причем коснется это не только тех, кого приговорил к лечению суд.

Психиатры вместо судей

Как подтвердили в Центре имени Сербского, вообще отказываться от принудительного лечения в колониях никто не собирается. Хотя, как уже рассказывала «Газета.Ru», пакет поправок к УК и другим законодательным актам, касающийся отмены принудительного лечения наркоманов в тюрьмах, еще весной подготовила комиссия при
администрации президента под руководством Дмитрия Козака...

Как сообщили эксперты Центра имени Сербского, только часть заключенных с отклонениями в психике попадает в тюрьму с поставленным диагнозом. У многих из отбывающих срок психиатрические проблемы выявляются или начинаются уже в колониях. «Это сильный стресс, и он, безусловно, влияет на психику», — пояснили специалисты. В частности, женщины, попавшие в места лишения свободы, нередко пытаются покончить с собой либо нанести себе телесные повреждения. И делают это в десять раз чаще, чем мужчины. Поэтому, считают в Центре имени Сербского, у всех заключенных должна быть возможность обращаться за помощью. Тех, кто самостоятельно делать этого не захочет, будут просто время от времени отправлять на прием к психиатру и психотерапевту для профилактики. А за женщинами и подростками вообще будут постоянно наблюдать целые комиссии из психиатров, психологов, психотерапевтов и соцработников. И многим из них, возможно, потребуется индивидуальная программа психотерапевтического лечения. «Это входит в рамки реадаптации и делается для того, чтобы человек вышел из колонии здоровым членом общества», — пояснил Макушкин.

Федеральная программа, в которую войдут новые методы оказания помощи заключенным, будет разрабатываться психиатрами совместно с Минюстом, Минздравом и Минобразования. Последнее ведомство включено в этот список, так как программа коснется и несовершеннолетних заключенных. Пока же медики и представители Минюста предлагают увеличить средства на выполнение действующей программы психиатрической помощи с 10 млн до 400 млн рублей.

Новости и материалы
Зюганов заявил, что КПРФ не поддержит нынешний состав кабмина
Японскую теннисистку Осаку вдохновляет игра Рублева
«Практикует сексотерапию»: Стас Барецкий о новом увлечении Пугачевой
Российские войска освободили еще одно село в ДНР
На Харьковском направлении идут бои на нескольких участках, включая приграничье
В Тбилиси полиция задержала россиянина за участие в протесте против закона об «иноагентах»
Системы ПВО сбили украинские дроны в Белгородской области
Охранника ранили во время стрельбы у дома Дрейка
Создатели ChatGPT могут разрешить генерировать ИИ-порнографию
Бывшая девушка Канье Уэста спела на сцене в трусах и с мечом на груди
Сальдо усомнился в изменении ситуации на Украине при отставке Зеленского
Звезда «Мстителей» Джереми Реннер впал в кому после аварии со снегоуборочной машиной
Мэр болгарского города поднял флаг России и включил «Священную войну»
В Армении призвали перекрыть все улицы страны в рамках протестов против делимитации
СБУ задержала блогеров, снимавших вручение повесток в Киеве
Десятерых подростков обвинили в групповом изнасиловании сверстницы
На Украине сотрудники ТЦК заинтересовались певцом Монатиком
Японская фармкомпания потеряла $24 млн из-за скандала с пищевыми добавками
Все новости