Истинно французская тональность любви – это осенняя соната, любовь двух зрелых людей, уже изрядно уставших и осатаневших от того бардака, каким является личная жизнь современного человека. Безумства «Любовников с Нового моста» – это интернациональное. Респектабельный мелодраматизм «А теперь… леди и джентльмены» или новой «Истории любви» («Jet Lag») с Жюльетт Бинош и Жаном Рено – это очень по-французски.
Действие происходит в аэропорту. Бинош, профессиональная маникюрша и косметичка, бежит от своего любовника на другой конец света – в Южную Америку. Любовник – мерзавец и негодяй, но женское сердце не камень и избавиться даже от негодного мужика очень трудно. Поскольку такое событие нужно срочно обсудить с подругами и мамой, ей очень нужен мобильный телефон. Ее собственный не работает, и она одалживает трубку у симпатичного человека с чемоданчиком. Страшные подозрения, которые всегда испытываешь, глядя на Жана Рено, на этот раз не оправдываются. Он не международный киллер со снайперской винтовкой в багаже и даже не экстремальный дайвер. На этот раз он – скромный повар и ресторатор, которого непрерывно терзает по телефону бывшая жена. Погода портится, рейсы откладывают, повар и маникюрша против воли начинают общаться. Он пригласит ее переночевать с ним в гостинице, где они будут ужинать, трепать друг другу нервы и говорить о прошлом. А расставшись, поймут, что безнадежно влюбились.
Сдобный, как свежая булка, и простенький, как духи «Ландыш», фильм строится на титаническом обаянии главных действующих лиц.
Под музыку Эрика Серра, бывшего постоянного компаньона Люка Бессона, красиво постаревшие Бинош и Рено разыгрывают свой маленький капустник с невероятным увлечением. Из Леона-киллера и брутального полицейского из «Пурпурных рек» Жан Рено стал задерганным и трогательным невротиком, страшно уставшим от собственной замкнутости. Хорошо знакомые жесты и мимика внезапно начинают означать совершенно иное; угроза профессионального убийцы становится раздражением утомленного бизнесмена, фирменная неопределенная тоска – грустью одинокого стареющего мужчины.
Жюльетт Бинош, в свою очередь, примерила комедийную характерную роль, как женщина весной примеряет яркий сарафан. Веселье и явное облегчение от того, что ей не нужно играть роковую истеричку, макияж ядреной буфетчицы и непривычные длинные волосы сделали ее практически неузнаваемой.
Поставила картину некая Даниэль Томпсон. Это ее вторая режиссерская работа, но до этого Томпсон хорошо потрудилась на ниве сценарного искусства. В частности, она писала сценарий к недавнему полубезумному «Белфегору – призраку Лувра» и сочиняла страстные диалоги к знаменитой «Королеве Марго». Такой послужной список выдает правильное сочетание романтизма и чувства юмора, которое может искупить даже режиссерскую банальность и консерватизм Томпсон.
Однако главным чувством, которое вызывает «История любви», является ностальгия. В сущности, это совершенно рязановское кино – «Ирония судьбы» или «Вокзал для двоих», только с поправкой на французские стати. Западное кино с двадцатилетним опозданием продолжает осваивать достижения советского кинематографа.
Справедливости ради надо отметить, что Бинош ничем не уступает Людмиле Гурченко из «Вокзала», так же как Жан Рено – Олегу Басилашвили. Они просто другие – французские, вкусные, легкие и совершенно необязательные.
Оценить новый образ Бинош и страдальческий взгляд Рено можно с 3 марта в «Стреле» и с 6 марта в Большом зале «Киноцентра», «Победе», «МДМ-кино» и «Киноплексе» на Ленинском.