Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Тривиальный «Триумф»

Сегодня вечером в ГМИИ имени А.С. Пушкина пройдет церемония награждения лауреатов российской независимой премии за достижения в области литературы и искусства «Триумф». Собственно, эта церемония – не более чем реализация сакральной русской потребности «а посидеть?».

Никакой интриги не предполагается – лауреаты названы, кости перемыты, неудачники обзавидовались, друзья поздравили. Остались формальности – пятеро счастливчиков (в этом году жюри наградило виолончелистку Наталью Гутман, художника Наталью Нестерову, писателя Людмилу Петрушевскую, кинорежиссера Александра Сокурова и скрипача Виктора Третьякова) получат «Золотых эльфов» работы члена жюри Эрнста Неизвестного да материальное обеспечение премии в размере $50 тыс.

Два десятка награжденных «молодежным Триумфом» удовлетворятся медалями и $2,5 тыс. Пожалованные скажут добрые слова, и все присутствующие отправятся на банкет. Максимум неожиданностей, которые может принести это событие – если кто из награжденных последует примеру Василя Быкова и напрямую поблагодарит спонсора премии Бориса Березовского, поправ давнюю лауреатскую традицию делать вид, что деньги падают с неба.

«Триумф» вообще редко дает повод разгуляться охочим до сенсаций журналистам.

Даже случившаяся в прошлом году смена учредителей премии (после перерегистрации ими стали Фонд гражданских свобод и три физических лица — Александр Яковлев, Сергей Филатов и Игорь Шабдурасулов) по сути ничего не изменила, и самым скандальным в этой премии остаются пресловутые «деньги Бориса Абрамовича». Все остальное поводов для претензий не дает. Ни тебе спора о «первопрестижности», как у «Золотого орла» с «Никой», ни скандальных номинантов вроде Сорокина или Улицкой на «Букере».

Более того – создается впечатление, что оргкомитет специально отслеживает малейшие признаки недовольства и оперативно латает дыры. Стоило журналистам сравнить премию со спасательным кругом, который кидают только тем, кто и так уже выбрался на берег – тут же «бронзовые» лауреаты были разбавлены поощрительными премиями для творческой молодежи. Посетовали про забытую-забитую вездесущей культурой науку – получайте «Триумф» для ученых. И далее, вплоть до мелочей – едва заметили, что давненько художников среди «триумфаторов» не было, сразу же музыкантов и режиссеров разбавили Натальей Нестеровой.

И кто теперь осмелится бросить камень в лауреатов, если вклад любого из этой пятерки в русскую культуру сомнений не вызывает и список их регалий не на каждой визитке поместится? Да, можно придраться к молодежной части премии, где встречаются люди, своим делом занимающиеся давно и успешно и не нуждающиеся в «премии дебютантов». Но субъективность суждений здесь заложена в самой процедуре выдвижения. В отличие от «больших» лауреатов, которые анонимно выдвигаются арбитрами и определяются тайным голосованием всего жюри, каждый из «молодежной двадцатки» просто вносится в список одним из судей.

Но опять-таки, стоит ли сомневаться в праве Башмета, Васильева или Табакова поощрить приглянувшееся юное дарование, даже если ему давно за тридцать и ничего принципиально нового за последние несколько лет оно не совершило?

Как бы то ни было, учрежденному в 1992 году «Триумфу» удалось удержаться и не стать премией «для своих» или карманной наградой Березовского. Одной из самых денежных российских премий за 11 лет существования не удалось только одного – стать действительно престижной наградой, событием в культурной жизни страны. Не случайно задуманная книжная серия «'Триумф — Золотая коллекция» заглохла сразу после выхода двух книг, Табакова и Демидовой. «Триумф» — не Нобелевка и даже не «Оскар», чтобы на нем строить серию.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть