Из четырех тысяч работ, присланных для участия в конкурсе, в выставочных залах МДФ представлены шестьсот лучших. Нетрудно догадаться, что при таких количествах «лучшие» сплошь и рядом оказываются настоящими врагами хорошего. Однако «Москвы много не бывает»: потомки наши еще не подозревают, какие залежи визуального хлама им достанутся.
Несмотря на демократичность конкурса и то, что количество работ, присылаемых на «Серебряную камеру», растет в геометрической прогрессии, нынешний год не порадовал ни новыми именами, ни новыми идеями. Зато стилевой разноголосицы по сравнению с прошлым годом поубавилось. Основные стилистические направления, подогретые призовым фондом, похоже, окончательно определились, и молодые, а также имена второго ряда, отчаявшись сказать свое собственное слово в искусстве, краеугольный его вопрос — «под кого делать, под себя или под Маяковского?», решили в пользу (или не в пользу) последнего. В роли Маяковского выступает чаще всего Игорь Мухин, которого роднит с поэтом революции разве что красиво очерченный бритый череп, ибо в случае творчества муниципального фотографического мэтра речь идет скорее о талантливо перенятом опыте западных коллег, чем о поиске новых художественных форм. Впрочем, лишний раз поучиться у мэтров западной фотографии незазорно.
Архитектуру постарались показать как можно разнообразнее. Здесь и чудная пикториальная Москва — дождливая и романтическая у Георгия Колосова, уютная и трогательная у Анатолия Ерина, и классический фоторепортаж о страшных событиях «Норд-Оста», и метро, и оптовые рынки, и лицо сегодняшнего города — стройки. Математически выверенная стилистика Владимира Мишукова несет в себе такой заряд лидерства, что, кажется, крыть ее совершенно нечем, разве что сам Мишуков увидит в будущем какую-нибудь альтернативу этим «ух-дух-захватывающим» стерильным архитектурным фрагментам на фоне белесого небосвода. Хотя строгая и изящная архитектура Александра Абазы или черно-зеленая живописная серия Семена Файбисовича (кажется, лучшая в экспозиции) достойны не меньшего внимания.
Лица, судя по представленному, сами по себе больше уже никого не интересуют и способны привлечь зрителя только в том случае, когда являются частью какой-нибудь истории. Тут самой большой удачей кажется серия Владимира Сумовского «Фотометрия», где рядом поставлены-сопоставлены старость-молодость наших известных фотографов, которым сейчас далеко за восемьдесят: портреты стариков рядом с ними же молодыми, с фотоаппаратами в руках, за работой.
Репортажи о московской повседневности утомляют то ли качеством, то ли количеством и к третьему этажу от них так устаешь, что невольно идентифицируешь себя с двумя старыми водосточными трубами (серия Ирины Щербаковой «Соната московских труб»), помещенными в лестничном пролете между вторым и третьим этажами. Они остаются в памяти надолго и звучат неким камертоном к выставке, напоминая властям о необходимости еще одного нового помещения для самого Московского дома фотографии.
Да, забыла сказать о главном. Имена победителей будут объявлены в конце января, призовой фонд возрос почти в два с половиной раза, о зрительских симпатиях можно сообщить в анкете при посещении выставки.