Слушать новости
Телеграм: @gazetaru

«Цыганы» с хорошей артикуляцией

Фото: GettyOne
На сцене Театра имени Пушкина учат сценической речи.

Театр им. Пушкина, возглавляемый Романом Козаком, стремительно набирает популярность. И все благодаря удачно найденному главрежем ходу — ставке на совсем юных артистов, студентов четвертого курса школы-студии МХАТ. В новом спектакле театра — пушкинских «Цыганах» — актерский состав вновь делится на студентов и профессионалов. Граница раздела проходит точно по главным героям. Один день Земфиру и Алеко играет студенческая пара, другой — актеры театра им. Пушкина. Постановщица «Цыган» Марина Брусникина тоже не совсем профессионал, она не режиссер, а преподаватель сценической речи в школе-студии МХАТ. Однако сразу после премьеры ее самой первой постановки, спектакля «Пролетный гусь» во МХАТе им. Чехова, Брусникина дала серьезный повод говорить о себе, как о новом явлении в режиссерском цехе. Следующий спектакль – «Сонечка» упрочил ее режиссерскую репутацию.

Постановочные приемы Брусникиной незамысловаты как упражнения на произношение сонорных согласных. Она просто заставляет актеров внятно и выразительно читать текст, скрашивая это чтение ритмом, задаваемым ударами в ладоши и пением а капелла. В Цыганах — тексте поэтическом и никогда еще не имевшем сценического воплощения (кроме оперы Рахманинова) такой подход оказался оптимальным. Явного распределения ролей в версии Марины Брусникиной нет. Все актеры просто рассказчики, которые, ведя повествование постепенно увлекаются ритмом рассказа и начинают представлять своих героев, выбирая для себя роли по амплуа. Сначала все вместе играют табор кочевой, потом распределяются: кто представит публике медведя, кто старика, кто цыганку Мариулу — мать Земфиры, кто Алеко. Две красавицы и примы, Александра Урсуляк и Екатерина Сибирякова равно претендуют на образ главной героини. Режиссер даже обыгрывает эти претензии крохотной сценкой. На реплику «Земфира!» в центр круга выбегают обе актрисы, равно горя желанием представить главную героиню, но потом одна уступает. И повествование, чуть притормозив из-за амбиций рассказчиков, длится дальше.

Явный акцент в «Цыганах» режиссер делает на финальные реплики Пушкина про то, что и среди цыган нет счастья, и всюду страсти роковые. Следовало предполагать, что все повествование и вело рассказчиков, и слушателей к этой пушкинской мысли. Но тут обнаруживается единственный просчет режиссера. Если и кипят страсти на сцене филиала театра им. Пушкина, то только чисто актерские. Сыграть цыган, при том, что никто из артистов внешнее на цыган не похож; сыграть ни никаких-нибудь, а ля эстрадный вариант, а показать степных бессарабских, а еще успеть перейти от одного образа к другому, дать понять публике, что наступила ночь, и все в цыганских кибитках дышит негой, а потом показать утро и свежесть степи, и удаль молодецкую — все эти сложные задачи слишком отстраняют актеров от того, к чему вел всю эту историю про Алеко и Земфиру автор.

Пушкинского настроения безысходности и пессимизма Марине Брусникиной передать не удалось, слишком с радостным энтузиазмом она и молодые актеры идут по поэтическим стопам «Цыган», первым в истории театра представляя это пушкинское сочинение на драматической сцене. Но эту финальную нестыковку очень хочется первопроходцам простить.

Расчет Романа Козака, а именно ему принадлежит идея инсценировать поэму, можно счесть виртуозным. Это одновременно и художественный и кассовый спектакль. «Цыганы» Марины Брусникиной, несмотря на пребывание этого текста в школьной программе, любопытны как для ленивых тинейджеров, так и для пристрастных поклонников Пушкина. Всего за полтора часа школьники убедятся, в том, что язык Пушкина жив и прекрасен. А знатоки получат удовольствие от великолепно звучащей пушкинской сценической речи.

Сценическую речь по поэме А. С. Пушкина преподают на сцене филиала театра им. Пушкина 7, 8 и 9 декабря. Начало в 19.00