Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Острый глазок блестящего века

Мария Аронова в роли Екатерины II. Анна Дубровская в роли княжны Таракановой. Театр Вахтангова показал премьеру «Царской охоты» (режиссер Владимир Иванов, сценография Иосифа Сумбаташвили).

Пьеса Леонида Зорина так живописна, что, кажется, сама себя ставит, сама группирует в мизансценах характеры XVIII века. И какие характеры! Екатерина Великая и братья Орловы — фаворит Григорий (Алексей Завьялов) и одаренный флотоводец, лошадник, кулачный боец и буйный кутила Алексей (Владимир Вдовиченков). А на втором плане — Фонвизин и интеллектуалка Воронцова-Дашкова, и юный Де Рибас, будущий устроитель Одессы. Венецианский граф Карло Гоцци мелькнет, как гость на балу. И зябкий богомольный дознаватель-кнутобой Шешковский явится в свой час.

В центре — самозванка, княжна Тараканова. Якобы дочь императрицы Елизаветы Петровны и ее тайного супруга, А. К. Разумовского. Бунтовщица пострашнее Пугачева, если в Европах, где она ведет интригу, найдутся «интересанты», готовые ее поддержать. Посему Екатерина II шлет в Италию графа Алексея Орлова с эскадрой и с тайной миссией. Влюбленная, ослепленная, в Ливорно княжна Тараканова всходит на борт русского корабля. И вот она в Петропавловской крепости, в лапах Шешковского, на полотне Флавицкого, с младенцем во чреве...

Конец ее страшен. Гете, сведущий в политике великих держав, как раз в конце 1770-х начал писать пьесу о грешной, все не верящей в предательство возлюбленного Гретхен в темнице. Бывают странные сближения: граф Орлов, спасая отечество от новой смуты и пугачевщины, попал в положение хуже фаустовского. Что, собственно, и создало сюжет исторической драмы «Царская охота».

Спектакль в первых сценах похож на красочную иллюстрацию к детской книге 1970-х (какой-нибудь блаженный «Век славы русской» с пушками, парусами, складками знамен, париками, орловскими рысаками, кутежом и покореньем Крыма). Но вот во втором акте набирает полную силу рокового казематного романса игра Анны Дубровской. Ярость, пропащее отчаяние, каленое железо стыда и убеждение в правоте преисподнего «государева дела» набирает Владимир Вдовиченков в роли Алексея Орлова. Дипломатическую двусмысленность реплик, лицемерие парадного портрета и самоанализ портрета камерного, твердость одиночества, уютное вельможное ехидство XVIII века приобретает игра Марии Ароновой (в первом акте ее Екатерина выглядит более лубочно).

И гнев оставленного фаворита Григория Орлова, которому миропомазанная эманципе предпочла не столько Потемкина, сколько интересы устроения державы, сыгран Алексеем Завьяловым. И богомольное юродство-палачество Шешковского сыграно Алексеем Пушкиным. И тайная влюбленность пьяненького пииты Кустова, похожего на храброго, пропащего воробья, в княжну Тараканову, сыграна Юрием Красковым.

Действие накалено. И это накаляет зрительный зал.

Вся сцена затянута белым шелком с воланами. Таким зачехляют окна дворцов-музеев, когда те пусты. Сперва это кажется знаком экономического класса постановки, — как и грубые бумажные розы из «Арбатской лавки» в прическе княжны Таракановой, и ее отчаянный веер оттуда же, и полная историческая произвольность нарядов многострадальной княжны.

К «домашней кухне» относятся и студенты «Щуки», на трех аккордах изображающие легендарный табор Алексея Орлова (он собрал у себя первый в России цыганский хор, отсюда и пошло жечь-говорить на два века вперед).

А к финалу спектакля думаешь: все родимые пятна школьного утренника так легко исправить. И белая, затянутая шелком «историческая перспектива» не из этого ряда. Символ-то емкий. Просветительская, увлеченно сыгранная «патриотическая трагедия» в Театре Вахтангова робко, но апеллирует все же к тонкостям истории XVIII века. И к вечным вопросам школьных российских сочинений вроде «Чувство чести у Петруши Гринева». И даже к поэзии созидания и будущего «устроения земли».

Спектакль апеллирует и к тому хмыку, гитарному перебору, жесту, обращению по отчеству, но на ты, которые ни с чем ни спутаешь. И нигде не найдешь: этого теперь и в Москве не носят. К тому, что лучше всеx определил Розанов: «Посмотришь на русского человека острым глазком... Посмотрит он на тебя острым глазком... И — все понятно. И — не надо никаких слов».

«Царская охота» учит заново этому жесту. Учит широкого зрителя и зрителя-подростка. Театр играет с залом так, как будто у нас исподволь заново возникает чувство Отечества — с его исторической анфиладой в стиле барокко.

Пусть даже это отечество числится пока по музейному ведомству.

13 ноября в 19.00

Новости и материалы
В ЦБ описали сценарий повышения ключевой ставки
Звезда «Кухни» показал подросшего сына от Татьяны Арнтгольц
Правительство поддержит ипотеку на новых территориях и Дальнем Востоке
Оппозиция уверена, что Украина превращается в милитаристскую автократию
Суд изберет меру пресечения журналисту Forbes Мингазову в субботу
Названа дата суперфинала Кубка России по футболу
На Камчатке спасатели выехали на поиски людей в Охотском море
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Девушка попала в реанимацию, выпив в аэропорту кофе из автомата
«Мебель дрожала»: жители Туапсе рассказали о землетрясении
Все новости