Четыре самые голосистые солистки знаменитого хора Angelite выступят в проекте «Сергей Старостин и его вокальная семья».
Популяризатор славянского вокального фольклора Старостин и джазовый пианист Михаил Альперин шефствуют над «Ангелитами» давно. Болгарские певуньи оказались удобным материалом для «кровосмесительных» предприятий, которые товарищи по группе Moscow Art Trio очень любят, ибо они продлевают этому трио дни. На немецком лейбле Jaro Старостину с Альпериным вообще удалось невозможное — скрестить металлические голоса болгарских зазнобушек с утробными звуками тувинской группы «Хуун-Хуур-Ту»…
На фоне таких мичуринских достижений нынешний проект выглядит совершенно по-семейному. Всего лишь Старостин и его старые подруги, хорошенько изучившие друг друга во время долгих гастрольных разъездов, решили спеть самое любимое, задушевное. Две болгарские и две русские протяжные песни составили 35-минутную основу нового диска «Journey» (он уже выпущен на той же Jaro), где шесть треков плавно перетекают из одного в другой, а затем все кончается 20-минутной тишиной — для тех, кто не успел дойти до нужной кондиции.
Эту пластинку можно назвать модным словом «медитативная», в чем заслуга не столько сомнительных идей ее продюсера Альперина, сколько — особенностей самих болгарских песен с их необычайно свободной ритмической структурой и практически бесцезурным движением фраз.
Разумеется, исполнение тоже не может не просветлять сознание. Соня Иовкова, Татьяна Дупаринова, Юлия Колева и Надя Владимирова — безусловно, одни из лучших мастериц в своем родном жанре (например, приезжавшие недавно болгарки Горана Бреговича с ними просто рядом не стояли).
Девушки самоотверженно блюдут честь древней народной традиции и, даже опускаясь до коммерческой world music, падают не слишком низко.
Впрочем, заигрывание с современными жанрами для этого хора вообще вещь естественная. Путь к перспективному будущему впервые открыл еще их праотец, композитор Филип Кутев, основатель Ансамбля народной песни советской Болгарии (это древние предки «Ангелит»). Тихон Хренников болгарской музыки (он служил секретарем Союза болгарских композиторов) создавал для репертуарных народных песен самые изысканные аранжировки и самые неожиданные стилистические решения, начиная с «Песни о партии» на народной основе и кончая поп- и джаз-обработками в более поздние времена.
Щедрой почвой для взращивания гибридных цветов были и сами участницы хора. В ансамбле участвовали делегатки от разных регионов, каждая вливала в общий котел свою струю — славянскую, турецкую, древнюю фракийскую. Традиции очень разные, но объединенные общим свойством болгарской музыки — бешеной сменой размера и метра в пределах ближайших тактов. Вплоть до 7/16 — 5/16 — 9/16
На это-то многоцветие и ритмическую беспредельщину и делали ставку знаменитые болгарки, приводя все другие народности в восторженный трепет. Гастроли ансамбля сопровождались триумфами и в 80-е годы переросли в настоящую моду. Именно в то время, хор записал свой самый популярный альбом «Le Mystere Des Voix Bulgares», часть названия которого, «Болгарские голоса», стала новым именем коллектива. С ним он и прославился во веки веков.
Правда, с тех пор, многое изменилось. Самое главное — «Болгарские голоса» разбежались на два хора. Один из них оказался более успешным. И, к счастью, это как раз наши героини. Они номинировались на «Грэмми», голосили на Красной площади на 850-летие вместе с Паваротти, о чем с гордостью сообщают на своей страничке в интернете, музицировали с разными видными товарищами от Брайана Ино и Гарбарека до упомянутого Moscow Art Trio. А сейчас их покинули четыре лучшие сестры. И ради чего? Ради сомнительных экспериментов со Старостиным, да еще и на фестивале с неприличным названием «Глубокая глотка»…
Культурный центр «Дом», 12 октября, 20.00.