Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Политика в мужской юбке

Венецианский фестиваль закончился победой политики над искусством. «Дом дураков» Андрея Кончаловского часть критики сравнила с «Пролетая над гнездом кукушки». Другая часть с просмотра ушла...

8 сентября закончился 59-й Венецианский кинофестиваль. Главный победитель был известен еще до объявления наград. Им стал Мориц де Хадельн, новый директор кинофорума, назначенный совсем недавно с изрядным скандалом (де Хадельн, в частности, не раз публично утверждал, что качество и авторитет старейшего в Европе фестиваля сильно пали и ругался на итальянскую культурную бюрократию). Однако ему удалось провести первый в своей карьере фестиваль с максимальным достоинством, собрать множество звезд, сверстать весьма интересную программу. Теперь можно считать, что слава фестиваля восстановлена в полном соответствии с установками нового директора: сочетать гламурность и коммерцию с поддержкой достойного независимого кино.

В этом году даже конкурс разделили на две части. Обычных «Золотых львов» пытались дать относительно респектабельным лентам с хорошими прокатными перспективами, а экспериментаторов загнали в специальный конкурс «Против течения».

Традиции тоже были соблюдены: как и положено, Венецианский кинофестиваль закончился серией скандалов. Главные призы достались уж очень политически-недвусмысленным фильмам. «Золотого льва» получил шотландский режиссер Питер Муллан. Его лента «Сестры Магдалины» рассказывает об ирландском благотворительном приюте для девочек, который держат католические монахини. Они учат воспитанниц уму-разуму при помощи сложной системы физических и психологических издевательств. Еще до показа фильм вызывал ярость в католических кругах, после показа все стало еще сложнее. Во время фестивальной премьеры публика принимала фильм восторженно и устраивала овации всякий раз, когда девочки пытались бежать из кошмарного приюта или начинали как-то бороться с монахинями. Официальный печатный орган Ватикана газета «Оссерваторе Романо» резко раскритиковала и фильм, и фестиваль, и публику, и антиклерикальную позицию режиссера. Жюри, по мнению католических обозревателей, ориентировалось не на содержание фильма, а на резонанс в прессе. Сам Муллан, впрочем, отвергает обвинения в антиклерикализме и объясняет, что не он придумал такие приюты, что фильм направлен против религий, считающих возможным подавлять женщин. Все это он рассказал, когда получал приз, выйдя на сцену в национальном костюме: килте и камзоле из синего бархата.

Вторую по значению премию Гран-при получил фильм Андрея Кончаловского «Дом дураков». Эта картина, снятая на западные деньги, рассказывает трогательную историю русской девушки, живущей в сумасшедшем доме на границе с Чечней. Западный кинематографист родом из Москвы воспользовался идеальным рецептом выигрышного фестивального фильма: горячая точка, национальный колорит, сумасшедший дом, сентиментальность на грани возможного, съемки настоящих психов и чеченских студентов…

Его действия были оценены по достоинству: половина аудитории аплодировала стоя, вторая половина — покинула зал.

Еще одну награду увезла в Россию Ирина Ефтеева, она получила «Серебряного льва», выиграв конкурс игровых короткометражек со своим 10-минутным «Клоуном».

Что касается собственно творческих успехов, то здесь расклад другой: главные неполитические призы получили корейский «Оазис» (история любви бывшего уголовника и калеки, режиссер Ли Чан Дон, премия за режиссуру, приз ФИПРЕССИ, приз Марчелло Мастрояни лучшей молодой актрисе Мун Со Ри) и американский «Далеко до рая» (режиссер Эд Лахман, приз за вклад в кинематограф, Кубок Вольпи лучшей актрисе Джулиане Мур).

Во втором конкурсе, «Против течения», где участвовали более авангардные произведения, в частности «Full Frontal» Стивена Содерберга (Джулия Робертс впервые предстала в нем перед камерой обнаженная full frontal) и лента Лукаса Мудиссона «Lilja 4-ever», победил фильм Тян Чжуманцзяна «Весна в маленьком городе», гран-при жюри получил фильм Синья Цукамото «Июньская змея». Тут, в отличие от «взрослого» конкурса, никакой политикой и не пахло. Китайский фильм в неторопливой лирической манере повествует о любовном многоугольнике в семье, обитающей в провинциальном городке, а «Змея» — нарочито эстетская картина японского кинематографиста-шокера, прославленного тем, что когда ему предложили написать сценарий для Тарантино, он согласился лишь при условии, что бюджет ленты составит $300 млн, а Америка будет уничтожена.

Новости и материалы
В МИД РФ рассказали, к чему привела русофобская политика Финляндии
Названо условие, при котором вратарь Лунин покинет «Реал»
Пассажир надел 13 рубашек, 5 трусов и 6 пар брюк, чтобы не платить за багаж
В Белгороде прозвучала сирена ракетной опасности
Стало известно, кто станет новым послом Финляндии в РФ
В Ангарске подросток на электросамокате сбил шестилетнего ребенка
В России выставили на продажу раритетные грузовики Magirus
Посол ФРГ заявил, что Украина не вступит в НАТО до окончания боевых действий
В Иркутской области затопило 16 домов
Жителей Новороссийска предупредили об учебных стрельбах 11 мая
В Магадане ребенок по пояс застрял в грязи возле дома
Мбаппе лично сообщил ультрас об уходе из «ПСЖ»
В Крыму призвали Запад признать Украину зоной влияния РФ
В Ровеньках ликвидировали возгорания, возникшие после обстрела ВСУ
Мать с двухлетней дочерью без вести пропали в Новосибирской области
Сборную России не указали в списке самых титулованных команд мира
В Китае стартовали продажи кроссовера BYD, разработанного бывшим дизайнером Audi
У юго-восточного побережья Камчатки произошло землетрясение
Все новости