Дальнобойщики спасли автопробеги

Приравнивание автопробегов к митингам отложено после протестов дальнобойщиков

Андрей Винокуров 03.02.2016, 21:21
Юрий Смитюк/ТАСС

Правительственный законопроект о приравнивании автопробегов к митингам было решено заморозить после протестов дальнобойщиков, выяснила «Газета.Ru». Документ, получивший одобрение профильного комитета, должен был быть принят в первом чтении еще в конце декабря. Представители оппозиционных фракций в любом случае не поддержат инициативу, однако она легко пройдет силами единороссов.

Законопроект о приравнивании автопробегов к публичным акциям отложен в связи с протестами дальнобойщиков против введения системы «Платон», рассказал «Газете.Ru» источник в руководстве Госдумы. Парламентарии должны были проголосовать за законопроект в первом чтении еще до конца прошлого года, профильный комитет по делам общественных объединений рекомендовал его к принятию, но совет Госдумы неожиданно решил перенести рассмотрение документа. Официально это было связано с тем, что на назначенном пленарном заседании не смог присутствовать заместитель главы МВД Игорь Зубов, который и должен был представить законопроект. Однако инициатива не появилась в повестке Госдумы и с началом сессии в этом году.

«Было бы неправильно принимать законопроект на фоне недавних протестов дальнобойщиков», — поясняет источник «Газеты.Ru».

По его словам, несмотря на то, что документ был разработан до протестов, у многих сложилось ощущение, что предложенные меры направлены именно против водителей большегрузов. Тема болезненная, поэтому и решили ее отложить до лучших времен. Когда именно наступят эти «лучшие времена», собеседник «Газеты.Ru» ответить не смог — решения о сроках, в которые законопроект все же должен быть принят, нет.

Напомним, что правительственная инициатива была внесена в Госдуму в сентябре 2015 года. Она предполагает внесение небольших, но важных изменений в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно которым автопробеги будут приравнены к понятию «демонстрации». Также документ касается и акций с возведением палаточных городков — их предлагается отнести к пикетам.

Подразумевается, что автопробеги придется согласовывать перед проведением. По закону любое публичное мероприятие, кроме одиночного пикетирования, необходимо согласовывать не ранее чем за 10 и не позднее чем за 15 дней до его проведения. Уведомление должно быть направлено в соответствующие органы власти, которые могут и отказать в акции, если найдут соответствующие основания. Опыт показывает, что той же несистемной оппозиции далеко не всегда удается провести свои митинги так, как планировалось. Теперь такие же правила предлагается распространить на автопробеги.

Внесение законопроекта практически совпало с введением в действие системы «Платон». Ее задача — взимание платы с грузовиков, имеющих массу более 12 тонн, за проезд по дорогам федерального значения.

Изначально предполагалось, что стоимость одного километра дороги для грузоперевозчиков будет составлять примерно 3,7 руб., но после многочисленных протестов дальнобойщиков правительство снизило тарифы. До марта плата должна составлять только 1,53 руб. за километр. В дальнейшем — 3,06 руб., а с 2019 года — 3,73 руб. Также были серьезно снижены штрафы для неплательщиков: с 450 тыс. руб. до 5 тыс. и 10 тыс. руб. в случае повторного нарушения.

Сейчас, по сообщениям СМИ, Минэкономразвития будет лоббировать сохранение текущего сниженного тарифа до ноября 2016 года.

Председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) считает, что, скорее всего, о законопроекте, приравнивающем автопробеги к митингам, вспомнят еще до конца февраля.

Однако он сам и фракция ЛДПР поправки не поддерживают, так как боятся злоупотреблений со стороны властей:

«Если следовать букве закона, то даже несколько «Газелей» с символикой, движущихся колонной, могут подпасть под его действие».

Нилов объясняет, что в партийной агитации ЛДПР машины задействуются довольно часто. Так, они сопровождают традиционный ежегодный агитационный поезд.

Депутат говорит, что ко второму чтению законопроекта его фракция планирует внести поправки, уточняющие количество транспортных средств, которые будут подпадать под определение закона.

«Бросить его в шредер.

Вот это будет единственная возможная корректировка законопроекта, — заявил депутат от СР Михаил Сердюк «Газете.Ru». — Конечно, мы согласны, что когда толпа радикалов едет на Москву — это нехорошо. Но текущих полномочий полиции и так хватает (чтобы привлечь их к ответственности. — «Газета.Ru»)», — уверен справоросс.

Сердюк подчеркивает, что дальнобойщиков «радикалами» не считает: «Они не стремятся к захвату власти, а просто пытаются отстоять свой кусок хлеба, который власть пытается у них отобрать. Эта акция была еще редким проявлением гражданской солидарности. Никто не возмущался».

А вот представитель фракции «Единая Россия» Вячеслав Лысаков, в прошлом сам не раз участвовавший в автопробегах, не согласен с коллегой. По его мнению, протестующие практически подошли к «грани политических требований»: «Часть протестующих выдвигала политические требования. Это касается тех, кто проводил акцию на МКАД».

По мнению депутата, любые попытки создать проблемы другим представителям дорожного движения недопустимы: «Я всегда говорил коллегам, что это заблокирует работу МЧС и скорой помощи. И пропустить их никто не сможет. Организаторы должны брать ответственность, чтобы этого не произошло. Если кто-то хочет заблокировать трассу, пускать это на самотек абсолютно неправильно».

Лысаков вспоминает, что, когда он проводил подобные акции в защиту прав автомобилистов, еще не было «всяких госдепов», которые могли бы использовать их для дестабилизации ситуации в стране.

А сейчас такая опасность есть, так как «майдан», по словам парламентария, начинался именно с автопробегов. Кроме того, Лысаков считает, что акции не дают того эффекта, которого можно достичь при поиске компромисса. По его словам, когда он попал в Госдуму, то смог сделать гораздо больше, чем когда находился на стороне протестующих.

«Если законодательное регулирование подобных акций сможет «предотвратить кровь», то оно оправданно. А дальнобойщики были близки к этому», — уверен Лысаков.

Коммунист Валерий Рашкин считает, что водители фур еще будут протестовать: «Сейчас идет глухой протест и подготовка к новым акциям. Происходит все то, о чем мы предупреждали: введена неудобная система, с людей собираются большие деньги, а доходы в бюджет идут мизерные. Кроме того, она (система сбора средств. — «Газета.Ru») абсолютно непрозрачна. Это только возмущает людей, и недовольство в ближайшее время снова выплеснется на улицы».

По его словам, КПРФ также не поддерживает законопроект.